Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

Роман Александрович Конради

    Представляем статью Романа Александровича Конради (ФГОБУ ВПО "МГИМО(У) МИД России"), перспективного молодого российского юриста, специализирующегося на вопросах правового регулирования франчайзинга в разных странах мира. В статье автор проводит анализ современных проблем правового регулирования франчайзинга в Российской Федерации, выявленных практикой, и предлагает варианты их решения с учетом зарубежного опыта (в первую очередь, опыта Бразилии)  и российской правовой действительности.

 

    Объекты интеллектуальной собственности зачастую используют в коммерческой деятельности фирм, они способны помогать приносить доход, в этом одна из их ценностей. Одной из самых перспективных форм такого использования является франчайзинг, который к тому же является одной из самых перспективных форм организации малого и среднего бизнеса.

     Роль малого и среднего бизнеса в экономике крайне важна, еще более важной задачей на любом этапе развития государства является правовое обеспечение функционирования его эффективных форм. Доля малого и среднего бизнеса в России, по разным данным, - 15-25 % ВВП, а занятость населения – около 25%. Для сравнения, в Германии вклад малого и среднего бизнеса в ВВП - более половины, и в таких фирмах занято свыше 60% активного населения.

     Этот дисбаланс является одной из угроз экономической безопасности России и препятствием для её стабильного развития.

     Как известно, главной проблемой малого и среднего бизнеса является «выживаемость». Так, по данным Международной ассоциации франчайзинга, в среднем более 85% независимых малых предприятий по тем или иным причинам заканчивают свое существование в течение пяти лет, а в системе франчайзинга – лишь 14%.

     С 90-х годов франчайзинг набирает обороты и у нас, однако его развитию мешают проблемы правового регулирования. Использование «легального» способа оформления отношений франчайзинга в РФ – коммерческой концессии, которая закреплена гл. 54 ГК РФ, не превышает 5-8%. Важно отметить, что нашумевший проект реформы ГК (47538-6) не предполагает существенных изменений и решения существующих проблем.

    Стоит также сразу отметить, что проблемы нашего законодательства в этой сфере имеют комплексный характер, в том числе, затрагивая вопросы регулирования объектов интеллектуальной собственности. Поэтому изучение проблем франчайзинга позволит решить одновременно и многие проблемы в сфере интеллектуальной собственности. Например, урегулировать положение торговых марок иностранных компаний или передачу ноу-хау по договору.

    В мире уже накоплен огромный опыт регулирования, что заставляет обратиться с проблемами к зарубежному законодательству. Все это определяет актуальность проводимого в статье исследования. В статье буден дан лишь краткий обзор проблем и авторского видения ситуации.

    Сразу в начале статьи оговоримся, что автор в контексте статьи считает синонимами термины «коммерческая концессия», употребляемый в гл. 54 ГК РФ, и франчайзинг. Значительная часть ученых считает, что гл. 54 устанавливает отношения франчайзинга, пусть и со значительными изъянами, которые отличают его от мировой практики, что является проблемой его регулирования.

    По мнению автора, проблемы правового регулирования имеют объективный характер и обусловлены спецификой развития правовой системы России.

    Во-первых, это обусловлено исторической бедой российской правовой действительности – бюрократизмом. Во франчайзинге он проявляется очень явственно. Прежде всего, это касается проволочек с государственной регистрацией договора, когда зачастую её процедура затягивалась на целый год. Бюрократизм же проявляется и в том, что усилия РАФ в законотворчестве зачастую не могут воплотиться в жизнь.

    Во-вторых, наследием советского характера понимания правовой действительности в области частных отношений. Мы так и не можем уйти от тотального контроля за частной сферой жизни человека. Этим и объясняется желание Роспатента прочитать весь договор при регистрации, хотя его интересуют лишь пара страниц «сего труда».  Те же принципы законодатель продвигает и на стороны, заставляя их к не всегда оправданному контролю.

    В-третьих, консерватизм нашего право-понимания. Этим объясняется, например, желание государства сделать отношения франчайзинга устойчивыми, вводя норму о преимуществе прав франчайзи при повторном заключении договора, а раньше и о «консервации» условий прежнего договора.

    В-четвертых, нам свойственна разобщенность мнений еще со времен Думы Российской Империи. В результате одно и то же отношение регулируется в разных ключах, в силу чего наше законодательство противоречиво. Так, например, условие о приоритетном заключении нового договора (ст. 1035 ГК) сосуществует с правилом свободного расторжения договора с предупреждением за 6 месяцев (ст. 1037 ГК).

    В-пятых, на проблему влияет сформированная в 90-х иллюзия вседозволенности, что подвигает к оппортунистическому поведению сторон. С другой стороны, это ведет к желанию государства урегулировать каждую мелочь в отношениях.

    В-шестых, нарушения могут идти не только со стороны контрагента, но и со стороны нашего коррумпированного аппарата чиновников. Именно поэтому, многие франчайзеры, в особенности иностранные, опасаются утечки конфиденциальной информации в договорах, которая по службе попадает к чиновникам в России.

    В-седьмых, Россия исторически любила идти своим путем, игнорируя остальной мир. Так, например, в мировой практике принято, когда франчайзер является поручителем за кредит франчайзи, однако в России такого механизма нет. Более того, некоторыми нормами (например, о расторжении договора коммерческой концессии и ответственности франчайзера перед потребителями) Россия «девальвирует» два ключевых принципа франчайзинга: стабильность отношений и независимость сторон.

    Автор выделяет следующие проблемы, которые, по его мнению, стоят на пути эффективного правового регулирования данного рода отношений:

  • некорректность применения понятия «коммерческая  концессия» к отношениям франчайзинга;
  • недочеты юридической техники в гл. 54 ГК РФ;
  • необходимость разработки основных дефиниций отношений и общих начал регулирования франчайзинга в РФ;
  • необходимость регламентации смежных договоров (например, дистрибуции);
  • излишняя государственная регистрация договора коммерческой концессии (далее - ДКК), которая не обеспечивает должной защиты;
  • преддоговорное раскрытие информации о франшизе;
  • проблема ответственности сторон по договору и контроля качества;
  • проблема расторжения ДКК  и стабильности отношений;
  • постдоговорная ответственность сторон и проблема защиты ноу-хау;
  • проблемы особого регулирования иностранных франчайзеров;
  • проблемы правового обеспечения благоприятного экономического климата (кредитования и т.п.).

    Определяя общие начала регулирования франчайзинга в РФ с учетом российской правовой действительности, автор приходит к выводу, что РФ требуется непосредственное принятие специального законодательства аналогично, например, США или Бразилии (несмотря на развитие франчайзинга на основании общих институтов гражданского и административного права в ФРГ или Великобритании), поэтому стоит принять ФЗ «О франчайзинге в РФ», который заложит основы государственной политики, принципы отношений и дефиниции, дополнив гл. 54 ГК, не умаляя роли договорного регулирования. Здесь стоит сделать упор не на количество, а на качество правовой регламентации.

    Как известно, в законодательстве РФ нет такого понятия как «франчайзинг». В мировой практике термин «коммерческая концессия» означает тип «эксклюзивного договора», что отнюдь не является франчайзингом, хотя имеет схожую сферу применения. По-видимому, здесь решили использовать близкую по семантике конструкцию «из Швейцарии», которая, по сути, уже давно была в русском языке в виде «концессии», которые практиковались еще в период НЭПа.

    Вообще, концессия (с лат. –  уступка) представляет собой передачу государством в эксплуатацию частным предпринимателям на определенный срок хозяйственных объектов, участков земли с правом добычи полезных ископаемых за фиксированную плату или определенный процент от прибыли.

    Коммерческая концессия отличается от государственной: объектом (интеллектуальная собственность/государственная собственность), субъектом (в государственной всегда участвует государство) и характером передачи (возврат права/возврат в натуре). Это вносит путаницу и нарушает единообразие правоприменения. Так, например, в постановлении АС УРФО от 06.06.98 вместо термина «пользователь» употребляется термин «концессионер».

    Так как франчайзинг законодательно не закреплен, то законодатель снимает с себя обязательства считаться с общемировыми стандартами франчайзинга, например, с кредитованием франчайзи с участием франчайзера.

    По мнению автора, любая дефиниция в законе должна соответствовать следующим характеристикам: должна быть согласована с мнением специалистов и ученых; не быть устаревшей; использоваться с учетом аналогичных по природе терминов в отрасли в целом, а также непосредственно русских синонимов; должна соответствовать стилистике, традиции правовой семьи, а также быть широко употребимой.

    По мнению автора, наиболее подходящими как раз и представляются понятия «франчайзинг» для отношений и «франшиза» – для соглашения.

 

Продолжение следует:

в следующем номере нашего журнала выйдет вторая часть материала, в которой автор продолжит рассмотрение проблем правового регулирования франчайзинга в России и рассмотрит соотношение договора коммерческой концессии и дистрибьюторского и необходимость закрепления последнего; проблему регистрации ДКК: её сущности и необходимости с учетом анализа опыта Бразилии в этом вопросе, а также внедрение аналога института закрытого завещания в данный институт; раскрытие информации о франшизе и проблемы преддоговорных отношений сторон.

Источники, используемые автором.

 

 ВСЕ СТАТЬИ ЭТОГО НОМЕРА

Тема номера: Какова культура ведения бизнеса в России?

Компания с обложки. SUBWAY: как стать франшизой №1 в мире

Как составлялся новый российский рейтинг франшиз

    Насколько известен ваш      франчайзер

Сравнение франшиз, представленных на российском рынке

Готовьтесь к онлайну!

Современные проблемы правового регулирования франчайзинга в РФ

Рынок торговой недвижимости. Тенденции и перспективы.

Истории предпринимателей, открывших бизнес по франшизам

 

Реклама: