Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

ПРОГНОЗЫ: РОССИЙСКИЙ РЫНОК ФРАНЧАЙЗИНГА В 2013 ГОДУ

 

    2013 год российский рынок франчайзинга встретил активно развивающимся и с уже вполне достойной инфраструктурой для начала и ведения бизнеса. На данный момент три банковские структуры предоставляют целевое финансирование на открытие бизнеса по франшизам: Финансовая Группа Лайф, Сбербанк и Росбанк. Множится количество крупных мероприятий по франчайзингу: в 2012 году впервые прошли профильные выставки в Санкт-Петербурге (Национальный Фестиваль Франшиз) и в Новосибирске (Франчайзинг Сибири). Активизировался рынок труда: количество вакансий в сфере франчайзинга увеличивается.

    Что ждет рынок в 2013 году? Некоторые эксперты прогнозируют прирост мирового оборота франчайзинга в 2013 году более, чем на 30%.

    Своими ожиданиями относительно российского рынка поделился представитель Российской ассоциации франчайзинга Малхаз Аласания, Исполнительный директор «Академии франчайзинга»: «Опираясь на прямой опыт общения с региональными предпринимателями и представителями власти (Ассоциация провела в 2012 году 14 региональных франчайзинговых форумов), могу с уверенностью утверждать, что основными тенденциями станут:

    - серьезный рост доли франчайзинговых предприятий в структуре МСП (малого и среднего предпринимательства) в сравнении с обычными стартапами;

    - рост спроса на покупку франшиз с инвестициями не выше 3-4 млн рублей, так как портрет потенциального франчайзи стал явно моложе – до 30 лет;

    - повышение активности и увеличение количества финансовых институтов, предлагающих кредитование малого предпринимательства и франчайзинга, и, соответственно, изменение качества их предложений – небольшое, но снижение ставки кредитования из-за конкуренции.»

    Николай Горелый, Управляющий партнер компании «Русский Простор» (компания-организатор Международного Фестиваля Франшиз) охарактеризовал рынок следующим образом: «2012 год продемонстрировал стабильный рост сегмента франчайзинга: 30-50%. На рынок вышли новые игроки в таких областях, как оказание микрофинансовых услуг, фаст-фуд, продажа одежды, продажа аксессуаров для техники. Кроме того, франчайзинг активно выходит на федеральный уровень: Сибирь, Урал, Поволжье. Естественно, чуть ли не на первом месте идет Краснодарский край как столица олимпийских игр 2014. В 2013 году тенденция роста доли рынка будет сохраняться, а вполне возможно и усиливаться, что обусловлено прекрасной интеграцией модели франчайзинга в схему развития современного российского малого и среднего бизнеса. Предприниматели понимают, что франчайзинг - это один из самых удобных способов масштабирования собственного бизнеса. Кроме того, сейчас нас услышало даже государство, инициируя всевозможные программы содействия бизнеса через торгово-промышленные палаты в регионах.»

    Из торгово-производственных компаний за комментарием мы обратились к Алексею Игоревичу Серебрякову, Генеральному директору ООО «Союз Производителей Игрушек» (компания из города Иваново с собственным производством, франчайзи которой под брендом магазинов антистрессовых игрушек «Штучки, к которым тянутся ручки» работают в 27 регионах России и за рубежом): «Перспективы развития на будущий год достаточно оптимистичные, так как наша продукция набирает популярность изо дня в день и количество желающих стать нашими франчайзи становится все больше. В 2013 году мы планируем охватить нашей розничной сетью максимальное количество регионов. Мы всегда открыты для новых предложений, как в России, так и за рубежом.»

    Позитивны и ожидания игроков рынка общественного питания. Кочетков Геннадий Борисович, Вице-президент Subway Russia: «Наш анализ тенденций рынка fast-food в целом и компании Subway в частности показывают, что направление общественного питания сохранит стремительные темпы развития. Высокую емкость предпринимательской активности сохранят регионы. Если говорить о франшизе Subway, это обусловлено относительно невысокой стоимостью начальных вложений, быстрой окупаемостью инвестиций и широкой возможностью выбора площадей. В мегаполисах зачастую именно выбор места и высокая арендная ставка являются серьезным сдерживающим фактором. Наряду с этим возрастает общее число россиян, готовых начать свой бизнес под эгидой известного бренда.»

    Сергей Амбросов, Генеральный директор Независимой лаборатории ИНВИТРО, оценил перспективы рынка в сфере услуг: «Перспективы развития франчайзинга в сфере услуг в России очень большие, если, конечно, не случится каких-либо непредвиденных событий в экономике, глобальных потрясений и т.д. Что касается общего объема этой доли рынка, то ее прирост может составить 30-40% в год. Это касается развития франчайзинга под уже существующими брендами. Если говорить о принципиально новых игроках, то здесь прирост будет небольшим, так как с каждым годом входить на этот рынок новым участникам становится все сложнее.»

    Ни для кого не секрет, что запуск новых бизнес-проектов во многом зависит от наличия качественной коммерческой недвижимости. Кроме того, при запуске бизнеса по франшизам критичны сроки договоров аренды помещений (они должны быть сопоставимы со сроками, на которые продаются франшизы, то есть 3-5 лет).

    Согласно подсчетам Jones Lang LaSalle, объем ввода качественных торговых площадей в 2013 году может достичь максимального уровня за всю историю рынка и перешагнуть психологическую отметку в 2 млн кв. м. Данный показатель на 46% превышает результат прошлого года (1,58 млн кв. м) и почти на 17% прежний рекорд, зафиксированный в 2008 году. Тогда в России было введено 1,97 млн кв. м торговых центров.

    Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, Начальник департамента торговых центров компании Jones Lang LaSalle, комментирует: «Позитивная динамика объемов строительства торговых площадей будет наблюдаться в этом году в обеих столицах России, миллионниках и городах с населением менее миллиона человек. К примеру, в Москве объем ввода может втрое превысить показатель прошлого года, в Санкт-Петербурге – более чем вдвое. При этом прогнозируемый результат Северной столицы – около 370 тыс. кв. м – будет самым высоким за последние семь лет».

    По данным Jones Lang LaSalle, «в среднем в качественных торговых центрах срок аренды для операторов торговой галереи составляет 5 лет, а для международных fashion-ритейлеров варьируется в диапазоне от 7 до 15 лет».

    В ситуации ввода больших объемов новых качественных торговых площадей игрокам рынка недвижимости, предлагающим более короткие сроки аренды на свои помещения, вероятно, придется столкнуться с большей конкуренцией, а также требованиями заключения договоров на более длительный срок со стороны арендаторов под известными брендами.

Реклама: