Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

ФРАНЧАЙЗИНГ В БЕЛАРУСИ: АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Ольга Леонтьева, Руководитель "Белфранчайзинг"Леонтьева Ольга, руководитель Ассоциации франчайзеров и франчайзи “Белфранчайзинг” (Беларусь), сертифицированный франчайзинговый консультант.

 

{КФ} Ольга, расскажите пожалуйста, как развивается рынок франчайзинга в вашей стране?

    Начинать рассказ о франчайзинге у наших экспертов принято с констатации факта – рынок франчайзинга в Беларуси нельзя назвать активно развивающимся. Скорее, он находится на стадии становления. На мой взгляд, основная причина такого положения вещей кроется в том, что законодательно возможность заключать договоры франчайзинга в Беларуси появилась только в 2005 году. В результате законодательных ограничений Беларусь не была затронута процессами активного становления и развития рынка франчайзинга, которые происходили тогда в соседних странах – России, Украине.

    Согласно данным Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь (а именно там должны регистрироваться все договоры франчайзинга) за период с 2005 по 2012 год в Беларуси зарегистрировано немногим более 100 договоров франчайзинга. Причем, понятно, что часть договоров к настоящему времени уже прекратила свое действие. Это, конечно, не показатель для современного уровня распространения франчайзинга.

    Однако, как говорится, нет худа без добра. Слабая насыщенность белорусского рынка известными брендами обуславливает низкую конкуренцию. А это, в совокупности с другими преимуществами белорусского рынка, делает этот рынок очень привлекательным для иностранных брендов.

{КФ} Сколько, по вашим оценкам, франшиз представлено на рынке Беларуси? Каков ориентировочно среди них процент белорусских франшиз?

    В своем ответе я буду опираться на официальную информацию, представленную Национальным центром интеллектуальной собственности Республики Беларусь. Центром были зарегистрированы случаи передачи прав на 28 франшиз. Из этих компаний 18 подтвердили Ассоциации свою деятельность. Даже если эту цифру увеличить в 3-4 раза с учетом незарегистрированных, но фактически действующих отношений, то рынок все равно остается практически свободным, особенно в регионах.

    Из представленных в Беларуси франшиз не более 10 – национальные, остальные – международные. Наиболее крупной белорусской франчайзинговой сетью, развивающейся в Беларуси, является оператор розничной торговой сети. Наиболее крупная белорусская франчайзинговая сеть, открывающая точки за рубежом, – розничная сеть магазинов белья «Милавица», широко известная в России.

    Также могу отметить, что за прошедший год франчайзинговый Агент Ассоциации «Белфранчайзинг» заключил с 40 иностранными компаниями соглашения о продвижении на белорусский рынок, 11 из них – российские.

{КФ} Интернет утверждает, что в Беларуси находится один город с населением, превышающим 1 млн. человек, Минск, а другие 13 крупнейших городов страны имеют численность населения от 100 до 500 тысяч человек. Какие типы франшиз наиболее успешно развиваются в вашей стране в контексте данной демографической ситуации?

    Население Минска составляет немногим менее 2 млн. жителей, к крупным также относятся областные центры страны. Именно в крупных городах наблюдается высокий спрос на иностранные бренды с нестандартным торговым предложением – специализированные заведения питания, услуги, ориентированные на определенный сегмент потребителя, производственные франшизы, пакеты франшиз. В небольших региональных городах в основном интересуются концепциями, не требующими крупных финансовых вложений, здесь наибольший интерес представляют предложения успешных белорусских компаний, которые приняли решение развиваться через франчайзинг.

{КФ} Расскажите, пожалуйста, немного о белорусских франшизах, которые, на ваш взгляд, могут быть успешны на российском рынке.

    Безусловно, доверием у российских потребителей традиционно пользуются белорусские продовольственные товары, а также одежда из белорусского трикотажа и обувь. Считаю, что развитие собственной торговой сети путем продажи франшизы – самый оптимальный путь развития для белорусских производителей в указанных отраслях. Наглядно демонстрирует успешность этой модели и самый известный в России белорусский франчайзер «Милавица».

{КФ} Насколько схожи законодательство и условия ведения бизнеса в Беларуси и России?

    Российское и белорусское законодательство во многих сферах традиционно схожи. А создание ЕЭП должно продолжить процесс унификации законодательства. В регулировании франчайзинга имеются некоторые различия между нашими странами, но не думаю, что они могут послужить непреодолимой проблемой на пути франчайзингового партнерства между белорусской и российской компанией. Что касается условий ведения бизнеса, то иностранцы обычно опасаются высокой налоговой нагрузки и крайней зарегулированности бизнеса. Но, например, в отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий» Беларусь заняла 58-ю позицию среди 185 стран, Россия – 112-ю. Поэтому, оценивая условия ведения бизнеса в Беларуси, нужно отмечать положительные моменты – такие, как низкий уровень коррупции, высокий уровень образования, недорогая рабочая сила, возможности Таможенного союза. Среди негативных моментов я бы в первую очередь отметила скорость принятия решений, она в Беларуси, по моим оценкам, гораздо ниже, чем в России.

{КФ} В России в последнее время, наконец, банки стали предоставлять кредиты на открытие бизнеса по франшизам. Существует ли аналогичная практика в Беларуси?

    В настоящее время банковские учреждения Беларуси не предлагают специализированных кредитных продуктов на покупку франшизы. Однако есть кредитные продукты, предоставляемые на цели открытия бизнеса, эти кредиты могут быть использованы, в том числе, и на покупку франшизы. Сейчас наша Ассоциация ведет переговоры с одним из крупнейших банков Беларуси о разработке специализированного кредита. Надеюсь, что уже в 2013 году потенциальные франчайзи смогут таким кредитом воспользоваться.

{КФ} Много ли в стране инвесторов, желающих вложить деньги в бизнес, на ваш взгляд? Высока ли информированность населения о возможностях франчайзинга? Какова государственная политика Беларуси относительно развития франчайзинга?

    По моим ощущениям, за последние несколько лет в нашей стране появилось большое количество инвесторов, желающих вкладывать деньги в создание бизнесов. Набирают большую популярность разнообразные движения, направленные на оказание помощи в запуске собственных бизнес-проектов, где инвесторы выступают и экспертами, и финансирующей стороной. В Беларуси действует Общественное объединение «Сообщество бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН», являющееся, по сути, сообществом профессиональных инвесторов.

    При этом франчайзинг как возможность начать свой бизнес рассматривается в Беларуси все еще редко. Зачастую предприниматели и компании просто не знают о существовании такой формы отношений. Однако Ассоциации «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ» удалось многого добиться за прошедший год, популярность франчайзинга растет. В феврале 2013 года мы готовимся провести первое специализированное мероприятие, посвященное франчайзингу в Беларуси.

    В целом же развитию франчайзинга благоприятствуют условия. Государство нацелено на развитие малого и среднего бизнеса, и Ассоциация включена в государственную программу по развитию предпринимательства на 2013-2015 годы. Беларусь ставит перед собой задачи по развитию экспорта, привлечению инвестиций, развитию бизнеса в регионах – франчайзинг подходящий инструмент для решения всех этих задач. А значит, при наличии сопутствующих условий развитие франчайзинга в Беларуси будет происходить гораздо активнее.

 

Реклама: