Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОЙ СЕТИ

    Журнал «КЛУБ ФРАНЧАЙЗИ» часто публикует материалы об успешном опыте сетей, развивающихся по франчайзингу. На этот раз мы взяли эксклюзивное интервью у представителя SUBWAY, ведущей франшизы в сфере общественного питания в мире, Кочеткова Геннадия Борисовича, Вице-президента Subway Russia.


Кочетков Геннадий Борисович{КФ} Как сети SUBWAY удается расти в России быстрее рынка, почти удваивая ежегодно сеть в течение нескольких лет?

    Вообще вопрос задан немного некорректно. Рынок может не расти, а какая-то фирма будет расти, поэтому это совершенно два разных процесса.

{КФ} Но ведь сейчас рынок общественного питания в России растет?

    Ну и что? Рост рынка и рост конкретной фирмы – это два разных процесса, они не связаны напрямую. Конечно, чем больше рынок, тем больше возможностей для развития. На растущем рынке мы растем, занимая определенную нишу. И размер этой ниши определяет темпы нашего роста. Но сейчас эта ниша пустая – на рынке нет никого, кто бы серьезно занимался сэндвичами. Бургерами и гамбургерами – да, занимаются. Но практически нет серьезных компаний, кто занимался бы сэндвичами и сделал бы из этого большой бизнес. Есть отдельные точки, например, предлагающие итальянские сэндвичи, просто сэндвичи, какие-то другие специфические варианты. Но в целом ниша практически пустая. И мы в ней растем. Рынок растет, и ниша, соответственно, тоже расширяется.

{КФ} Как вы оцениваете сроки окупаемости вашей франшизы?

    Партнеры зачастую говорят о 18 месяцев окупаемости. Но теперь мы присутствуем в программе Сбербанка. И Сбербанк более консервативен, практически директивно он ставит нам 24-25 месяцев. И если вы решите купить нашу франшизу через Сбербанк, Сбербанк вам выдаст информацию, в которой будут фигурировать именно 25 месяцев.

    Наши франчайзи сейчас – это в основном предприниматели, у которых есть деньги. Зачастую банк им не нужен, но им нужны наоборот, партнеры-операционисты, которые бы к этим деньгам приделали ноги и следили за этими деньгами, пока они используются в обороте. Типичный наш франчайзи – это группа, как минимум, состоящая из двух человек: один предоставляет деньги, другой – готовность работать.

{КФ} А как они делят прибыль?

    А это зависит от того, как они договорились.Причем у партнера-операциониста должны быть и свои деньги, он выступает в качестве младшего партнера и следит за бизнесом. Инвестиции в одну точку, например, если она только создается, - три миллиона. Например, старший партнер дает 2 миллиона, а управляющий партнер – миллион.

    Потом эта точка, когда она уже действует, может стоить и 7, и 12 миллионов. Ведь цена бизнеса зависит от прибыли, которую он приносит. У нас сейчас продают и покупают рестораны сети как бизнес. Покупают из расчета в среднем, чтобы инвестиции можно было окупить за 2 года.

{КФ} Но на наш сайт вы не предоставляете информацию в раздел «Готовый бизнес» о продаже точек?

    Наши франчайзи в основном договариваются между собой, очень редко кто-либо выставляет точки в открытую продажу.

{КФ} Почему все ваши франчайзи должны сами поработать в ресторане перед тем, как открыть собственный бизнес под брендом SUBWAY?

    Дело в том, что это малый бизнес. А малый бизнес – это не тот случай, когда вы приносите деньги в банк, оставляете их там на год-два-три, забываете о них, а потом приходите и спрашиваете: где мои проценты? В любом реальном бизнесе вы должны за этими деньгами следить. Представление о том, что для того, чтобы быть менеджером все равно в каком бизнесе, надо знать общие принципы менеджмента, не работает в малом бизнесе. Здесь нужно знать сам бизнес. Нужно понимать его динамику, как он развивается. Скажем, к нам приходят люди и говорят: «Хотим открыть SUBWAY, но у нас есть еще дополнительное место, и там мы хотим параллельно продавать щи и кашу». Вроде и там, и там – общественное питание. А у нас уже был такой опыт, и мы просто рассказываем об этом, и они с нами соглашаются. Потому что бизнес щей и каш и бизнес быстрого питания – это два совершенно разных бизнеса, хотя там и там питание.Но там одна динамика, один оборот, а здесь другая динамика, другой ритм, другой оборот. Как бы вы не хотели, вы их не можете объединить их, это два разных бизнеса. Поэтому когда к нам приходит человек (а приходят в основном люди не из общественного питания: юристы, финансисты, строители, торговцы бензином, золотопромышленники, кто только к нам ни приходит), мы должны его научить азам нашего бизнеса. Который тоже специфический. Да, у нас общественное питание. Но у нас, к примеру, нет шеф-поваров. С этой точки зрения рестораторы нас не признают за своих.
    Все предприниматели, которые покупают у нас франшизу, должны пройти обучение. Это всего две недели. Все наши сотрудники тоже проходят такое обучение. Сейчас к нам пришел новый президент (он, кстати, пришел из Макдоналдса). И он тоже прошел полный курс и стоял за прилавком.
    Также мы учим на обучении следить за деньгами. Специфика малого бизнеса – то, что за деньгами нужно следить, это, пожалуй, главное, чему мы учим. Чтобы деньги быстро зашли в бизнес, и потом не исчезали, непонятно где. Нарезать бутерброд – это, в общем, не самая сложная задача, но есть в этом бизнесе еще некоторые аспекты, которые позволяют ему быть более или менее успешным, которым мы и обучаем.

{КФ} SUBWAY является лидирующей в мире франшизой общественного питания в мире?

    Да, согласно соласно рейтингу ресурса www.entrepreneur.com.

{КФ} А в России ваша сеть – лидер по темпам роста в сфере общественного питания в год?

    По количеству точек – да. В процентах лидером может стать, например, сеть, которая имела одну точку, а за год открыла еще 3. А вот по количеству прирощенных точек лидером в России является SUBWAY. В прошлом году у нас был прирост 190 точек. В этом прирост будет не меньше 200.

{КФ} За счет каких населенных пунктов вы планируете расти в ближайшее время в России?

    Фаст-фуд – это все-таки признак городской жизни.

{КФ} Именно больших городов?

    Тех городов, где человек проводит время вне дома, где у него есть потребность питаться вне дома. Если вы живете в деревне, вы никогда не будете питаться вне дома, потому что за 5 минут вы можете попасть домой.

{КФ} Ну все-таки от какого количества жителей в населенном пункте вы будете его рассматривать для открытия ресторана?

    Это сложный вопрос. Многое зависит от динамики людей, которые находятся в этом месте, проезжают через него. В Штатах SUBWAY организуется в любом городе с населением больше 20 тысяч человек. В Москве это население одного микрорайона. Другое дело, что на западе немного другая модель потребления, образ жизни. Там люди могут выйти из дома, чтобы пойти поесть в SUBWAY. У нас люди из дома не пойдут. Поэтому есть ограничения, но они относительные. У нас, кстати, среди городов, где самая большая плотность ресторанов SUBWAY, лидирует не Москва и не Санкт-Петербург. А такие города, как Челябинск, Краснодар, Чита.

{КФ} А вот еще есть такой вопрос: в России много небольших населенных пунктов. Если предприниматель из такого города или деревни захочет открыть SUBWAY в ближайшем крупном городе, реально ли это?

    Это малый бизнес. Лучше жить рядом с точкой. Хотя бывают разные примеры. У нас есть один франчайзи из Челябинска, у которого точки SUBWAY находятся в Екатеринбурге, Тюмени и даже в Москве.

{КФ} И как он ими управляет? С помощью управляющих?

    Не просто управляющих. У человека должен быть личный интерес, через личный интерес и контролировать гораздо проще.

{КФ} Почему представители SUBWAY так активно участвуют в мероприятиях по франчайзингу, проходящих в разных городах России и много общаются на мероприятиях лично?

    Если есть рынок, удовлетворить потребности этого рынка – это самое милое дело. И вы найдете деньги, на которые можно открыть бизнес. А вот найти людей, которые это сделают – сложнее. И общение при поиске новых партнеров играет очень большую роль. Потому что покупка франшизы – это не единичная случайная покупка, как, например, бутерброда или кофточки. Работа с франшизой – это сложно, долго и требует больших инвестиций. Люди долго думают и потом уже принимают решение. И личное общение здесь очень важно. Поэтому у нас в каждом регионе есть свои представители. Они также работают с ресторанами, объезжают их, помогают в устранении проблем. Наверное, процентов пятьдесят сотрудников нашей компании (головной компании SUBWAY в России – прим. редакции) у нас находится именно в регионах.

{КФ} Какие типы договоров вы используете на территории России?

    Только договора коммерческой концессии.

{КФ} А как вы относитесь к компаниям, которые не заключают таких договоров при продаже франшизы?

    Им так удобнее. Это договорное право.

{КФ} Почему SUBWAY организует конкурс для журналистов?

    Понимаете, когда возник вопрос, почему у нас плохо развивается франчайзинг в России, Президент SUBWAY в России решил, что нужно внести свою лепту в идею популяризации франчайзинга в нашей стране. Ему эта тема близка, он считал, что нужно больше интересных материалов публиковать о франчайзинге. Не только о франчайзинге в общественном питании, а вообще. И чем больше будет и среди предпринимателей, и среди бюрократов знаний о том, что такое франчайзинг, тем лучше будет для всех. Это своеобразная благотворительность.

{КФ} А результат какой-то вы видите, непосредственно для вашего бизнеса?

    Он быстро не дается. Это работа на перспективу, на длительный срок. Можете считать, что это часть расходов на рекламу или на пиар. Частично это как-то возвращается – периодически появляются заметки, в целом повышается имидж SUBWAY. И вот вы были на церемонии награждения в Союзе журналистов (на награждении присутствовал целый зал журналистов со всей страны – прим. редакции). Мы надеемся, что у многих журналистов после этого конкурса все-таки остается некоторое понимание того, что такое франчайзинг.

Надежда Крючкова

 

ВСЕ СТАТЬИ ЭТОГО НОМЕРА

Тема номера: Каков уровень компаний, продающих франшизы на российском рынке?

Российский опыт международной сети

Компания с обложки: Gulliver: Как отличить качественный франчайзинг от скрытого опта?

Покупка мастер-франшизы. Часть 2

Кое-что о выборе франшизы

Психология франчайзи

Открытие бизнеса по франшизе с помощью управляющей компании

Истории предпринимателей, открывших бизнес по франшизам

Государственная регистрация договоров аренды возвращена

Бизнес с юмором

Реклама: