Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

Продукция компании "Хлеб и Молоко"БИЗНЕС, КОТОРЫЙ КОРМИТ ЛЮДЕЙ

 

    Наверное, одно из самых значимых для общества направлений бизнеса – это обеспечение населе­ния продуктами питания. Этот сектор рынка можно разделить на две части:

- продуктовые магазины и

- заведения общественного питания.

    Если вы решите открыть бизнес по франшизе, то заметите значительную разницу в выборе франшиз: концепций в сфере общественного питания очень много и на любой вкус (кафе, рестораны, киоски и т.д.), в то время, как франшиз продуктовых магазинов довольно мало. Мы решили узнать, в чем кроются причины таких различий, у компаний, представляющих оба сектора.

 Александр Никоноров

    На вопросы нашего журнала ответил Александр Никоноров, руководитель программ франчайзинга магазинов «Перекресток Экспресс» и «Копейка» компа­нии «Экспресс Ритейл» (дочерней структуры X5 Retail Group N.V.).

 

КФ: 

    Казалось бы, супермаркет должен быть в каждом районе каждого города. Но при та­кой востребованности этого формата биз­неса, на российском рынке представлено довольно мало франшиз супермаркетов. Почему, на ваш взгляд, сложилась такая си­туация?

    В России слово «франчайзинг» (условно – «аренда» торгового знака) до сих пор восприни­мается как излишество. Использование торговой марки крупной сети и технологий считается чем-то дорогостоящим и нерентабельным, хотя мировая практика показывает, что бизнес старт-апы фран­чайзи (покупателя франшизы) значительно успеш­нее, чем «самостоятельное плавание».

    При этом инвестиции в открытие продуктового магазина, соответствующего стандартам крупной сети, начинаются от 5 млн. рублей. Для многих предпринимателей это пока слишком большая сумма, даже несмотря на то, что эти вложения окупаются за 1,5-2 года.

Супермаркет X5КФ:

    Насколько выгодна работа по франчайзингу работающим на данном рынке франчайзе­рам и тем, кто купил их франшизы?

    Работа по франчайзингу выгодна как для фран­чайзера, так и для франчайзи. Если говорить о продуктовом ритейле, то франчайзинг в нашей компании предполагает, прежде всего, централи­зованную систему поставок. Владельцу магазина не придется заключать договора с десятком по­ставщиков, организовывать логистику и разгрузку товара в магазин. Все эти заботы и расходы берет на себя Х5.

    При этом Х5 Retail Group работает со своими партнерами по схеме обратного франчайзинга, при которой франчайзи не вкладывает собствен­ных средств в товарный запас, который он получа­ет одной машиной с распределительного центра компании. В противном случае на разгрузку това­ра приезжают от 15 до 50 машин в зависимости от его размера.

    Более того, наш партнер становится частью большой розничной сети, получая ее сети, торго­вые технологии, программное обеспечение, опе­рационное и рекламное сопровождение магазина и многое другое. Все это вместе с узнаваемостью бренда и закупочной силой X5 Retail Group дает тот синергетический эффект, за счет которого собственник продуктового магазина увеличивает свою выручку и доходность. Ну а владелец бренда получает дополнительный товарооборот и увели­чивает свое присутствие в регионе.

    Так как франчайзер заинтересован в долговре­менном сотрудничестве с предпринимателем, он регулярно следит за контролем предоставляемых франчайзи услуг – квалификацией продавцов, ка­чеством товара, внешним видом торгового зала и подсобных помещений. Например, компания «Экспресс Ритейл» предоставляет каждому мага­зину регионального менеджера – человека, отве­чающего головой за работу каждого из своих объ­ектов. Региональный менеджер не только всегда ответит на возникающие у партнера вопросы, но и минимум раз в неделю обязан приехать в мага­зин и отследить ассортимент, срок годности това­ра, выкладку товара на полках и так далее Можно сказать, что компания предоставляет консульта­ционные услуги на все время сотрудничества. Но эти услуги не ограничиваются лишь менеджером. Коммерческий отдел, финансовый, операцион­ный и IT-отдел – все структуры компании будут не­прерывно взаимодействовать с франчайзи.

КФ:

    В каких случаях и в каких регионах России инвесторам имеет смысл рассматривать покупку франшизы супермаркета?

    Уровень доходов населения в регионе, конеч­но, имеет значение, но важнее ориентироваться на локацию будущего магазина. Если говорить о формате «у дома» - это магазины торговой пло­щадью от 100 до 400 кв.м, то «зона влияния» расположена в радиусе 500 метров, при этом не­обходимо учитывать количество домохозяйств, пешеходный и автомобильный трафик и т.д.

КФ:

    На что стоит обратить внимание, чтобы та­кой бизнес по франшизе был прибыльным?

    Магазин набирает обороты не за месяц и не за два – это долгий процесс, и результат зависит от владельца. Если он заинтересован в прибыли, слушает рекомендации, следит за персоналом – показатели увеличатся. В нашей компании рабо­тает целый штат сотрудников, которые следят за ценообразованием, промо-акциями, выкладкой товара, чистотой торгового зала, работой персона­ла и соблюдением правил торговли и т.д. И не сто­ит пренебрегать их советами и рекомендациями – ведь они профессионалы, которые обязательно сделают магазин приятным для посещения поку­пателей, а значит прибыльным для владельца.

 

Кочетков Геннадий Борисович    Также мы задали вопросы Вице-президенту компании, представляющей одну из самых крупных франчайзинговых сетей в мире, Subway Russia Fran­chising Company, Геннадию Борисовичу Кочеткову.

 

КФ:

    Ваша компания имеет опыт работы во многих странах мира. Почему, по вашему мнению, в секторе общественного питания представлено такое большое количество франшиз?

    Действительно, многие компании фаст-фуд от­крыты по франшизе. Объяснение, на наш взгляд, довольно простое - сегодня существует большое количество людей в России, готовых открыть свой бизнес с минимальными рисками, а именно свой ресторан под известным брендом и быстрой оку­паемостью. Мы, например, увеличили свою сеть в прошлом году почти вдвое. Поэтому темпы разви­тия ресторанов быстрого обслуживания в России служат прямой рекламой успешной франшизы.

КФ:

    Почему сети сами не открывают свои точки, а ищут партнеров на местах?

    Subway 47 лет развивается по франчайзингу, у нас больше 37 000 ресторанов по всему миру, каж­дый из которых открыт франчайзи. Открытие точ­ки локально позволяет минимизировать затраты на логистику и закупки.

КФ:

    Насколько выгоден этот бизнес для тех, кто покупает франшизу?

    Прежде чем купить франшизу, любой предпри­ниматель оценивает для себя перспективность этого бизнеса, общается с другими владельцами франшизы, составляет бизнес план, и, исходя из всего этого, принимает решение о покупке фран­шизы.

КФ:

    На что, на ваш взгляд, стоит ориентировать­ся при выборе франшизы в сфере обще­ственного питания, чтобы открыть успеш­ный бизнес?

    Мы полагаем, что работа по франшизе откры­вает отличные перспективы для ведения успеш­ного бизнеса. К нам в систему приходят разные люди: молодые предприниматели, бывшие ме­неджеры, семейные пары, бизнесмены, решив­шие диверсифицировать бизнес. Все эти люди приняли решение в пользу франшизы ресторана быстрого обслуживания.

    На наш взгляд, это происходит потому, что ра­бота ресторана по франшизе отлажена до мело­чей, все процессы понятны, и можно открыть дело под известным брендом, не тратя бюджет на ре­кламу новой торговой марки.

 

    На наши вопросы ответил и франчайзи Subway Кушнарев Вячеслав, открыв­ший 3 ресторана Subway в г. Москва.

 

КФ:

    Расскажите пожалуйста, почему вы решили открыть бизнес именно в сфере обществен­ного питания и именно по франшизе?

    Я работал в разных сферах, в том числе зани­мался франшизами в сфере торговли. Потом я заметил концепцию Subway, пообщался с дей­ствующим франчайзи, стал смотреть, сравнивать. Я начал этот бизнес, потому что увидел в Subway стабильность, отлаженную систему и понят­ную логистику. Купив франшизу, я учился, как и все франчайзи, этому бизнесу в тренинг-центре Subway. Эта франшиза лично для меня подошла на все 100%.

КФ:

    Какое у вас сложилось общее впечатление от выбора франшиз в данной сфере, пред­ставленных на российском рынке?

    Есть разные франшизы с разным набором тре­бований. Я знал, что я хочу, и имел опыт работы по франшизе. Сейчас я работаю в системе, в ко­торой франчайзи, что называется, «не брошен». Есть система контроля работы качества рестора­нов, нормальные поставщики, когда открывается ресторан, есть саппорт-менеджеры, которые три дня помогают фактически открыть заведение, на­ладить работу персонала и т.д.

КФ:

    Чем различаются представленные в России франшизы, на ваш взгляд, как предприни­мателя? И на что стоит обращать внимание при их выборе?

    Прежде всего, необходимо внимательно про­читать договор и понять на каких условиях ты бу­дешь работать. Нужно понимать, что ты получа­ешь не только известную вывеску на фасаде, но и целую систему, которая живет по четким пра­вилам, у которой своя аудитория со своими ожи­даниями, и ты должен правильно ей управлять и развивать этот бизнес.

КФ:

    Какие рекомендации вы можете дать тем, кто только планирует открыть бизнес по франшизе в сфере общественного питания?

    Нужно понимать, что франшиза - это не игруш­ка. Сейчас у меня три ресторана, я хочу дальше развиваться. Для того, чтобы быть успешным, не­обходимо трезво оценивать свои силы, постоянно учиться, уделять внимание этому бизнесу, и сле­дить за тем, кто и как работает в ресторане.

 Коган Евгений Михайлович

    Следующее интервью мы взяли у основателя компании «Хлеб и Молоко» Ко­гана Евгения Михайловича. Данная компания предлагает франшизу специали­зированного продуктового магазина. Эта розничная сеть магазинов по продаже хлеба и выпечки, а также молочной продукции успешно и динамично развива­ется с июня 2011 года, и на сегодняшний день насчитывает уже порядка 25-ти магазинов в Москве.

 

КФ:

    В городах России сейчас открыто множе­ство супермаркетов, где можно купить мно­го разнообразных продуктов и хозтоваров. Какую роль может играть магазин с таким небольшим ассортиментом, как в вашей сети, и насколько эта концепция успешна, исходя из вашего опыта?

    Концепция крайне успешна, поскольку товар неординарный - фермерский, что значительно от­личает от стандартных участников рынка (супер­маркетов).

КФ:

    Франшиз специализированных продукто­вых магазинов на рынке России немного. Как вам кажется, есть ли перспективы у игроков рынка по созданию новых фран­шиз?

    Безусловно. Этот рынок будет только увеличи­ваться, так же как и желание приобрести подоб­ную франшизу. Опыт сети «Кофеин» и «Хлеб и Мо­локо» это подтверждает.

КФ:

    Насколько выгоден бизнес компании, про­дающей франшизу специализированного продуктового магазина, и бизнес тех, кто купил такую франшизу? Тем более, что вы можете сравнивать - вторая франшиза ва­шей компании («КОФЕИН») – это франшиза кофейни.

    Спрос на качественные фермерские продукты очень высок, поэтому выгодность такого бизнеса для франчайзи на таком же высоком уровне.

КФ:

    В каких случаях и в каких регионах России инвесторам имеет смысл рассматривать открытие подобного бизнеса (специализи­рованный продуктовый магазин по фран­шизе)?

    Во всех. Люди хотят потреблять свежую, каче­ственную продукцию, поэтому спрос на фермер­скую продукцию будет всегда.

КФ:

    На что стоит обратить внимание, чтобы та­кой бизнес по франшизе был прибыльным?

- Оптимизация размера площадки (м2),

- безукоризненное соблюдение всех норм ка­чества и хранения.

Реклама: