Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

Свистов А.С.ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГИСТРАЦИИ ДОГОВОРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Автор: Свистов А.С., Партнер ООО «Патентно-правовая фирма «ЮС» (www.yus.ru), Патентный поверенный РФ.

 

    Уважаемые коллеги,

    22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной торговой организации и именно в этот день вступили в силу изменения в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами (далее - Положение), в том числе государственной регистрацией лицензионных договоров и договоров коммерческой концессии.

    Исходя из формулировок юридически значимых действий, порядка определения размера пошлины за государственную регистрацию вышеуказанных договоров и практики регистрации договоров коммерческой концессии, поданных в Роспатент после 22 августа 2012 года, к сожалению, приходится констатировать, что пошлина за государственную регистрацию договора коммерческой концессии увеличилась почти вдвое по отношению к сумме пошлины, взимаемой за государственную регистрацию лицензионного договора, в случае расчета пошлины в отношении одного товарного знака, входящего в договор.

    Пошлина за регистрацию лицензионного договора, относящегося к одному товарному знаку, определена в размере 13500 рублей, при этом за каждый товарный знак свыше одного, указанный в том же договоре, дополнительно взимается пошлина в размере 11500 рублей. В то же время за регистрацию договора коммерческой концессии взимается пошлина в размере 13500 рублей, а также 11500 рублей за каждый товарный знак, составляющий предмет договора, то есть за регистрацию договора коммерческой концессии, содержащего один товарный знак, необходимо заплатить пошлину в размере 25000 рублей.

    Об экономическом смысле таких изменений можно только предполагать, однако до тех пор, пока не будут внесены изменения в указанное Положение, за государственную регистрацию лицензионных договоров и договоров коммерческой концессии придется платить разные суммы пошлин.

    В связи с этим будет полезным обсудить вопрос о природе упомянутых договоров, особенно в контексте развития франчайзингового бизнеса в России. Напомню, что в законодательстве РФ отсутствует такое понятие, как договор франчайзинга. Наиболее близкий и детально разработанный в законодательстве вид договора – это, безусловно, договор коммерческой концессии. Суть этого договора заключается в предоставлении правообладателем пользователю права использовать в предпринимательской деятельности последнего комплекс исключительных прав, включающий право на товарный знак, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

    Кроме того, законодательством предусмотрен ряд требований к обязательствам сторон договора коммерческой концессии.

    В то же время лицензионный договор предполагает предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в предусмотренных договором пределах. Законодательство определяет только основные условия лицензионного договора, которые, надо отметить, не противоречат требованиям, предъявляемым к договорам коммерческой концессии. Также законодательством не предусмотрены какие-либо ограничения в отношении лицензионных договоров, содержащих различные виды результатов интеллектуальной деятельности.

    Единственное, к чему не может быть применен лицензионный договор, - это коммерческое обозначение, право использования которого предоставляется только по договору коммерческой концессии либо может быть предусмотрено договором аренды предприятия.

 

    Таким образом, в случае достижения сторонами договора коммерческой концессии согласия по всем существенным условиям, определяемым законодательством применительно к этому виду договора, и отсутствии в таком договоре предоставляемого права на использование коммерческого обозначения, в большинстве случаев нет каких-либо ограничений по изменению вида такого договора на лицензионный, в то время как такая замена приведет к существенному сокращению расходов по уплате пошлины за регистрацию договора.

 Андрей Свистов: тел.: +7(495) 685 9380, e-mail: svistov@yus.ru

 

Ольга Овсянникова

Комментирует Ольга Овсянникова, руководитель отдела организации медицинских офисов Независимой лаборатории ИНВИТРО:

 

    Наша компания заключает с франчайзи только договоры коммерческой концессии (ДКК). Увеличение пошлины за регистрацию договоров стало не самой приятной новостью для нас и наших партнеров, однако не повлияло на наше решение работать именно с ДКК. 

    Мы считаем, что данный вид договора наилучшим образом отражает условия сотрудничества по системе франчайзинга и защищает права инвесторов и правообладателей товарных знаков. ИНВИТРО берет на себя организацию регистрации ДКК в Роспатенте, пошлину же оплачивают франчайзи. Практический совет, как уменьшить размер пошлины  для франчайзи, которые покупают уже не первую франшизу одного бренда: не обязательно на каждое новое предприятие заключать отдельный ДКК. Если юридическое лицо франчайзи остается прежним, достаточно заключить дополнительное соглашение (ДС) к действующему ДКК о внесении нового адреса, на который распространяется право пользования товарным знаком (ТЗ).  Пошлина за регистрацию ДС во много раз ниже пошлины за оплату регистрации отдельного ДКК.  

    Еще один совет франчайзи - правильно составленный и зарегистрированный ДКК является гарантией ответственности франчайзинговых партнеров по отношению друг к другу. Мое мнение - не стоит на этом экономить, если нет уверенности, что иная форма договора также справедливо защищает ваши интересы и дает вам все необходимые права на пользование ТЗ правообладателя. 

Реклама: