Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

Рикардо Камарго, Бразильская ассоциация франчайзингаМЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ: БРАЗИЛИЯ

 

    Несмотря на значительную географическую удаленность, у России и Бразилии гораздо боль­ше общего, чем может показаться на первый взгляд, в том числе высокая численность населе­ния, исторический путь развития бизнеса (в Бра­зилии сохранялся высокий уровень экономическо­го протекционизма до 90-е годов XX столетия), членство в БРИКС и большой внутренний рынок. Сектор франчайзинга в России достаточно мо­лод, поэтому, глядя на бразильский путь разви­тия, мы можем получить представление о том, что его ждет в ближайшие 10-20 лет.

    История франчайзинга в Бразилии началась 25 лет назад вместе с основанием Бразильской ассоциации франчайзинга. Благодаря ей за это время в Бразилии сформировалась инфраструк­тура, позволившая стране занять одну из лиди­рующих позиций на мировом рынке франчайзин­га.

    Рост сектора действительно впечатляет – количество франчайзеров в стране увеличилось с 30 в 1981 году до 2031 в 2011 году. Развитию франчайзинга способствовали такие факторы, как экономическое лидерство Бразилии среди стран Латинской Америки и высокая числен­ность населения, а развитие законодатель­ства в сфере франчайзинга стало катализато­ром роста. В 2004 году Бразильская ассоциация франчайзинга (БАФ) совместно с Apex Brasil (Бра­зильским агентством по развитию экспорта и привлечению инвестиций – Апекс-Бразил) разра­ботала программу, которая помогает местным франчайзерам выходить на международный ры­нок. Программа работает уже 8 лет и помогла более, чем 20 бразильским компаниям расши­рить присутствие во многих странах мира.

Рикардо Камарго, Исполнительный директор Бразильской ассоциации франчайзинга (ABF), ответил на вопросы журнала «КЛУБ ФРАНЧАЙЗИ»

КФ:    

    Какие типы бизнеса (из распространяемых по франчайзингу) в Бразилии наиболее развиты и могут предложить максимально полезный опыт российским предпринима­телям?

    Согласно рейтингу франчайзеров Бразилии по объему дохода за 2011 год, первые 5 мест занимают следующие концепции: O Boticário – бразильский косметический бренд; McDonalds – американский ресторанный бренд; Dias – сеть супермаркетов из Испании; бразильский произво­дитель матрасов Ortobom и Habib’s – бразильский бренд ресторанов арабской кухни.

    Также хотелось бы отметить бренд Giraffa’s Case – бразильскую компанию, специализирую­щуюся на сегменте питания. Они начали свою экс­пансию с рынка США, на котором работают самые сильные конкуренты в этом сегменте, и добились успеха. Это произошло благодаря удачному вы­бору места расположения, в котором выбранная брендом ниша оказалась свободной. Они потра­тили 2 года на анализ, планирование и адаптацию своей бизнес-концепции к новому рынку. Сегодня компания владеет 3 магазинами в Майами, штат Флорида, в ближайшие 3 года запланировано от­крытие еще 10 магазинов.

КФ:

    В России слабо развит производственный франчайзинг. Есть ли какие-то концепции в этом секторе, предлагаемые Вашими фран­чайзерами для российского рынка?

    Сегмент индустриального франчайзинга в Бра­зилии достаточно сильно развит, среди основ­ных концепций я могу назвать Ambev – это часть компании AB Inbev, одного из крупнейших про­изводителей напитков. Компания предлагает не­сколько франчайзинговых концепций, сегодня на долю компании приходится 10% чистой прибыли от продаж в сегменте пива, производимых всей группой. Также можно отметить такие бренды, как Havaianas, Hope, Puket.

КФ:

    Расскажите пожалуйста о том, каких партне­ров ищую бразильские бренды в России? Можно ли получить эксклюзивные права на страну или регион, а также приобрести франшизу только на единичные объекты?

    Идеальный вариант для нас – найти ма­стер-франчайзи или девелопера.

    На выставке BuyBrand 2012 представители бразильских брендов Wizard, Carmen Steffens, Emagrecentro и Trópico Surfwear смогли пообщать­ся с российскими предпринимателями, заинтере­совавшимися их концепциями. Я думаю, что рос­сийские инвесторы должны изучить бразильский рынок и сильные стороны, которые бренды могут принести на российский рынок.

    Что касается эксклюзивных прав, да, это воз­можно при условии готовности инвестора предо­ставить гарантии достаточного количества средств для развития бренда в регионе на правах эксклю­зивности. В целом инвесторы могут обсуждать права продажи продуктов или услуг с дальнейшим намерением трансформации бизнеса в франшизу.

КФ:

    Сложно ли переносить иностранную кон­цепцию на новый рынок? Как решаются во­просы юридической и языковой адаптации концепции? Кто этим занимается - фран­чайзи или франчайзер?

    Привозить новый зарубежный бренд в страну всегда тяжело, во-первых, из-за культурных разли­чий, во-вторых, из-за юридических аспектов и осо­бенностей ведения бизнеса в каждой стране. Это главные факторы, которые должны быть учтены до начала экспорта франшизы. Также важно, что­бы бренд был узнаваем за рубежом, это облегчает процесс адаптации.

    Благодаря партнерству с такими ассоциациями как Бразильское агентство по развитию экспор­та и привлечению инвестиций – Апекс-Бразил, Международный совет по франчайзингу (WFC), Международная ассоциация франчайзинга (IFA) и Иберо-Американская ассоциация франчайзинга (FIAF), мы поддерживаем хорошие отношения с представителями бизнеса по всему миру. Благо­даря сотрудничеству с адвокатскими конторами в странах, представляющих для нас особый интерес, юридические аспекты существенно облегчены.

КФ:

    Какие преимущества получает российский предприниматесь, купивший франшизу в Бразилии и ставший ее первооткрывателем на российском рынке?

    Сегодня Бразилия является прекрасной стра­ной для инвестирования, экономика стабильно растет в течение последних 4 лет, а рынок фран­чайзинга ежегодно растет в среднем на 15% и приносит около 2,1% ВНП. Мы занимаем 4 место в мире по количеству брендов и 7 место с точки зрения количества участников рынка франчазинга ( франчайзи и владельцы бизнеса).

    Помимо этого, участники системы франчайзин­га в Бразилии обладают такими характеристиками как инновационность, высокое качество и ориги­нальный дизайн.

    У Бразилии прекрасный имидж за рубежом, наши бренды считаются модными и уникальны­ми, а высокое качество бразильских продуктов и услуг ценится по всему миру. Это уже само по себе является важным фактором, кроме того, наша мо­дель развития франчайзинга является образцом для подражания для других рынков.

Реклама: