Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

Компания с обложки

 

SUBWAY®:  КАК СТАТЬ ФРАНШИЗОЙ №1 В МИРЕ

На фото (слева направо): Дэвид ДиТомасо – Вице-Президент Subway Россия, Франчайзи года 2012 SUBWAY®  Владимир Щелкунов,  Джеймс Гансингер -  Президент Subway Россия и Джон Оуэн - Президент ООО «Сабвей Раша Сервис Компани».
    
На фото (слева направо): Дэвид ДиТомасо – Вице-Президент Subway Россия, Франчайзи года 2012 SUBWAY®  Владимир Щелкунов,  Джеймс Гансингер -  Президент Subway Россия и Джон Оуэн - Президент ООО «Сабвей Раша Сервис Компани».  

    И в известном международном рейтинге франшиз портала Entrepreneur.com, и в аналогичном российском рейтинге BeBoss.ru франшиза SUBWAY® не первый год занимает лидирующие позиции в сфере общественного питания. Поэтому можно сказать, что SUBWAY® – франшиза №1 в сфере общественного питания в России и в мире.

 

    В России SUBWAY® имеет в последние годы максимальный в количественном выражении ежегодный прирост точек среди франшиз в сфере общественного питания. Интересно отметить, что SUBWAY® – это сеть, уникальная тем, что все ее точки в мире (а их сейчас около сорока тысяч) открыты по франшизам. Мы решили выяснить, что же помогло сети стать лидером в своем сегменте.

 

ОПЫТ, НАКОПЛЕННЫЙ СЕТЬЮ

    Время начала франчайзинговой деятельности SUBWAY® – 1974 год. Сегодня эта сеть представлена в 102 странах мира. SUBWAY® накопил значительный опыт, который собирается в огромном количестве точек и передается новым партнерам. Чтобы получить подобный опыт самому, независимому предпринимателю не хватило бы всей жизни.

 

ОТЛАЖЕННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

    На ежегодной встрече франчайзи SUBWAY® в этом году в Санкт-Петербурге мы разговаривали с предпринимателем, работающим по франшизе SUBWAY®. Хорошо запомнилось, как он показал на своем мобильном телефоне, что происходило в тот момент в его ресторанах SUBWAY® в Москве. Так он практически из любой точки мира всегда может проверить, как идет его бизнес. По рассказу этого предпринимателя, был случай, когда в одной его точке регулярно забывали выключать свет на ночь, что приводило к увеличению затрат. Дистанционное наблюдение помогло заметить и прекратить эту практику.

    Системы автоматизации и системы дистанционного контроля, отлаженные в сети, сразу же внедряются в ресторанах новых партнеров SUBWAY®. Это помогает оптимизировать управление бизнесом с самого начала, но редко делается предпринимателями, действующими самостоятельно.

    В общении с франчайзи, управляющими несколькими точками, создавалось впечатление упорядоченности бизнеса и отсутствия авралов. Как пояснили в компании, это достигается благодаря взаимозаменяемости персонала, использования в сети SUBWAY® принципа комплексной бригады, а также отлаженности поставок и уже упомянутых дистанционных информационных систем.

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

    При том, что в России уже открыто более 570 ресторанов SUBWAY®, вся российская сеть управляется Кочетков Геннадий Борисовичкомандой примерно из 70 человек, занятых в разных представительствах на территории России.

    Мы узнали подробнее о системе управления SUBWAY® у Геннадия Борисовича Кочеткова, Вице-Президента ООО «Сабвэй Раша Сервис Компани».

{КФ} Геннадий Борисович, какие принципы управления доминируют в вашей компании?

    - Вообще есть разные методы управления, общая цель которых – добиться того, чтобы человек работал так, как вам нужно. Есть такая теория мотивации - «Х» (теории «X» и «Y» Дугласа Мак-Грегора – прим. Редакции), в которой человек – бессловесное существо, которое нужно все время заставлять и действовать на него в основном кнутом. И есть теория «Y», где человек – это творческая личность, которая движется сама, куда ей нужно. И если правильно направить это движение, то он свернет горы. И это - главное отличие между различными системами. В теории, если использовать в качестве основного управленческого принципа теорию «Y», административный персонал будет нужен по минимуму, и не для того, чтобы реализовывать административные приказы. Административные приказы не всегда выполняются, чаще они вообще не выполняются. Вот в системе SUBWAY® используются принципы, схожие с теорией «Y», и в итоге на почти 40 тысяч первичных звеньев в мире в сети имеется всего три управленческих уровня. Это сильно отличается от широко используемой в России административной системы, основы которой пришли из советской среды, где все должны были все контролировать и за всем тщательно следить.  

 

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

    Все без исключения партнеры и новые сотрудники компании проходят обучение, в рамках которого помимо прочего работают в реальном ресторане SUBWAY®.

 

    Об обучении в тренинг-центре SUBWAY® для наших читателей рассказала Светлана Запорожан, руководитель тренинг центра ООО «Сабвэй Раша Сервис Компани».

    - Свою работу в компании наши сотрудники начинают с обучения, которое проходят наравне с новыми владельцами и управляющими ресторанов SUBWAY®. Но уже с первого дня курса часто видно, что наши новые сотрудники понимают, что проходят обучение с людьми, которые в будущем будут ждать от них помощи и поддержки, так как основная задача всех сотрудников нашей компании – это оказание сервиса франчайзи нашей системы. Наверное, поэтому наши сотрудники, как правило, уже на старте более лояльны к обучению. Основной состав руководителей сети в России проходил курсы в головном Учебном центре в городе Милфорде, штат Коннектикут, в начале 2000-х годов. Президент компании, Джон Оуэн, также проходил курсы в Милфорде.

{КФ} Как реагируют предприниматели и инвесторы на необходимость пройти практику непосредственно в ресторане?

- Отношение на старте очень разное.  Кто-то с первого дня пытается узнать и попробовать на практике как можно больше, кто-то открыто говорит, что не представляет себя в униформе. Зная, что настрой на практическую работу в ресторане может быть очень разным, уже на этапе приглашения и информирования наших участников о целях и задачах курса, мы стараемся выстроить правильные ожидания о важности и необходимости прохождения практики. Как правило, уже после первых дней, проведенных на практике, мы слышим отзывы, насколько эта часть обучения важна, так как она позволяет увидеть бизнес «изнутри», понять и «прочувствовать», что представляют собой ежедневный рабочий процесс ресторана SUBWAY. Мы очень благодарны нашим тренерам, которые проводят практику в ресторанах для наших участников курсов: благодаря им практика проходит не только эффективно, но и максимально комфортно для наших участников.

{КФ} Расскажите пожалуйста о самых ярких случаях обучения ваших франчайзи.

    - Приезжая на обучение в Санкт-Петербург, один из красивейших городов мира, многие участники наших курсов настроены на то, чтобы провести две недели, наслаждаясь красотой и достопримечательностями нашего города. Но из-за интенсивности курса, который предполагает помимо ежедневных семинарских занятий выполнение домашних заданий и практику в действующем ресторане SUBWAY®, свободного времени остается немного. Понимание того, что обучение на франчайзи курсе – это не формальность, а процесс, требующий вовлеченности, времени и сил, приходит к участникам уже в первые дни обучения, но иногда оказывается большой неожиданностью.  Многие встречали не то, чтобы непонимание, скорее удивление и со стороны близких. Так, один франчайзи после обучения сказал, что на следующий курс он заставит приехать жену, чтобы перед открытием второго ресторана она прочувствовала на себе, что такое учеба. И она действительно приехала.

    Кто-то из участников отрабатывал вместо положенных 33 часов практики намного больше, потому что ему просто нравилась атмосфера в ресторане, и он считал, что ему это крайне необходимо.

    Один из франчайзи свое впечатление от обучения выразил тем, что в последний день, на вручение дипломов об успешном окончании курса надел специально сделанную для этого дня футболку с надписью «Я пережил франчайзи курс». Тренеры, проводившие обучение, также не остались без подарка: им была вручена футболка с надписью «Я пережила франчайзи группу». Все это, конечно, на большом позитиве.

    Как итог -  для наших франчайзи учеба становится первым серьезным погружением в систему SUBWAY®, а для кого-то - ярким впечатлением и возможностью найти друзей и партнеров.  Например, на ежегодном собрании многие франчайзи ищут своих одногруппников. Проучившись вместе 2 недели, франчайзи из разных регионов потом долго общаются, приезжают друг к другу на открытие ресторанов, если есть возможность. Сближает учеба и впечатления от нее.

 

КАЧЕСТВО КОРПОРАТИВНЫХ На фото: встреча франчайзи SUBWAY® в 2013 годуКОММУНИКАЦИЙ

    Раз в год франчайзи SUBWAY® со всей России приезжают на несколько дней на общую встречу в Санкт-Петербург. Одна из основных целей встречи на ежегодном собрании – это обмен опытом франчайзи друг с другом. На ней проводятся различные обучающие и информационные мероприятия, встречи с сотрудниками и руководством головного офиса сети в России, поставщиками. Также проводятся награждения по разным поводам как от самой сети (например, каждый год выбирается лучший франчайзи в России, которому вручается почетный кубок), так и от сторонних компаний (например, розыгрыш призов от поставщиков). На таких встречах франчайзи получают полезные сведения для ведения своего бизнеса, делятся друг с другом свежей информацией и просто хорошо вместе проводят время. В завершение события в одном из эффектных залов северной столицы проходит гала-ужин в честь всех партнеров.

    Нашему представителю удалось побывать на этом мероприятии, и основными впечатлениями стали простота и демократичность в общении (к примеру, руководство компании вместе со всеми присутствовало на гала-ужине, где любой мог с ними пообщаться), а также то внимание и благодарность, с которыми в компании принято относиться к своим франчайзи, поставщикам и сотрудникам. Например, в честь поставщиков для гала-ужина был сделан очень динамичный мини-фильм – благодарность, в котором были упомянуты все поставщики сети.

    «Встречи франчайзи – это интересная отдельная тема, - рассказывает Геннадий Борисович Кочетков, Вице-президент ООО «Сабвэй Раша Сервис Компани». – Ведь мы – большая сеть малых предприятий: около 39000 точек составляют единую сеть SUBWAY® в мире. Причем каждый франчайзи юридически независим. Думаю, других подобных организаций в мире нет в принципе – чтобы такое количество независимых предпринимателей добровольно работали вместе и подчинялись единым установкам.»

    «И в этой сети нужны каналы для поддержания информации между отдельными элементами, - продолжает Геннадий Борисович. – Причем нужен не столько информационный обмен, сколько обмен, связанный с целевыми установками. Потому что все партнеры будут работать на единую цель, если их вектора интересов совпадают. А для того, чтобы вектора интересов сохранялись, нужно, чтобы их постоянно кто-то муссировал, ориентировал в нужном направлении, и эта работа является очень важной. В организациях, где каждый сам по себе, это важно в большей степени. Когда есть общность интересов, вам не нужны даже административные указания, достаточно просто обозначить эти интересы». 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    SUBWAY® является единственной франшизой на российском рынке, по инициативе которой уже дважды при поддержке Союза журналистов России проводился конкурс журналистских работ о франчайзинге, и компания предоставляла значительные денежные призы российским журналистам. «Президент SUBWAY® в России решил, что нужно внести свою лепту в идею популяризации франчайзинга в нашей стране, – эти слова Г.Б. Кочеткова мы уже приводили в нашем журнале. - Ему эта тема близка, он считал, что нужно больше интересных материалов публиковать о франчайзинге. Не только о франчайзинге в общественном питании, а вообще. И чем больше будет и среди предпринимателей, и среди бюрократов знаний о том, что такое франчайзинг, тем лучше будет для всех. Это своеобразная благотворительность.»

    Надеемся, что это небольшой рассказ поможет и предпринимателям, и представителям российских сетей получить новые инструменты и информацию для ведения своего бизнеса на мировом уровне.

 

 ВСЕ СТАТЬИ ЭТОГО НОМЕРА

Тема номера: Какова культура ведения бизнеса в России?

Компания с обложки. SUBWAY: как стать франшизой №1 в мире

Как составлялся новый российский рейтинг франшиз

    Насколько известен ваш      франчайзер

Сравнение франшиз, представленных на российском рынке

Готовьтесь к онлайну!

Современные проблемы правового регулирования франчайзинга в РФ

Рынок торговой недвижимости. Тенденции и перспективы.

Истории предпринимателей, открывших бизнес по франшизам

 

Реклама: