Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

КАК СОСТАВЛЯЛСЯ НОВЫЙ РОССИЙСКИЙ РЕЙТИНГ ФРАНШИЗ

    Недавно вышел в свет новый Рейтинг ТОП-100 франшиз БиБосс.ру. И так как некоторые покупатели франшиз используют механизм рейтингов при выборе сети, мы решили узнать о методике составления рейтинга из первых рук – у компании-организатора. На вопросы нашего журнала ответил Генеральный директор ГК "Стратегия роста" Евгений Иванов.

 

{КФ} Евгений, кто является экспертами, создающими рейтинг ТОП-100 франшиз БиБосс.ру, какой у них опыт?

    Рейтинг ТОП-100 франшиз БиБосс.ру – это масштабный некоммерческий проект ГК «Стратегия роста», для которой франчайзинг является профессией уже почти десять лет (Компания «FRANSH Стратегия роста» была создана в 2004 году). Над проектом трудится целая команда профессионалов: консультанты и аналитики компании, имеющие весомый опыт работы в сфере франчайзинга. Активная работа над рейтингом длится более трех месяцев и включает в себя масштабную работу с открытыми источниками и с компаниями – франчайзерами – их анкетирование, сбор и детальный анализ полученной информации, обработка результатов и отбор ста лучших франшиз, представленных на российском рынке. После публикации рейтинга проводится промо-кампании проекта. Пассивная же работа над проектом не прекращается в течение всего года – на каждую франшизу у «Стратегии роста» есть собственное досье: у кого-то оно безупречное, у кого-то, к сожалению, нет.

{КФ} Какие критерии в вашей мЕвгений Иванов, БиБосс.руетодике оценки франшиз являются самыми значимыми, и почему выбраны именно они, а другие критерии оцениваются как менее существенные?

    Методика рейтинга БиБосс.ру – наша собственная разработка, которая является коммерческой тайной. Это качественный продукт, и на данном этапе мы бы не хотели его потерять. По методике могу сказать, что каждая франшиза, попадающая под анализ БиБосс.ру, оценивается примерно по 30 различным критериям.  Среди прочих учитываются такие показатели, как: возраст компании, объем инвестиций, динамика роста сети, количество повторных открытий существующими партнерами, количество закрытых предприятий, общее количество открытых предприятий, географическая распространенность, среднее время окупаемости, открытость компании в работе с потенциальными и действующими партнерами и др. В результате выделяются 100 наиболее активно развивающихся в России франшиз, которые, по версии БиБосс.ру, являются максимально привлекательными с точки зрения вложения денег.

    Более значимыми в нашей методике в сравнении с другими критериями, являются показатели развития сети и ее качество. В данном аспекте мы анализируем динамику открытий франчайзинговых предприятий каждой компании за последние три года, количество повторных открытий существующими партнерами, что свидетельствует об удовлетворенности партнеров от работы с франчайзером и успешности бизнеса, а также количество закрытых франчайзинговых предприятий и их причины.

{КФ} Учитывалась ли при составлении рейтинга готовность российских банков, предлагающих кредиты на открытие бизнеса по франшизам, сотрудничать с теми или иными франшизами?

    Да. За участие той или иной франшизы в проектах российских банков, кредитных или инвестиционных, мы начисляем баллы, так как это является дополнительным плюсом для потенциального партнера. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что отбирая франшизу в свой проект, банк также проводит всесторонний анализ франчайзингового предложения.

{КФ} Какие франшизы заняли первые три места?

    В сравнении с рейтингом прошлого года тройка лидеров практически не изменилась.  По результатам Рейтинга ТОП-100 франшиз 2013 года наиболее перспективными были признаны инвестиции в открытие салонов сотовой связи МТС. Уже второй год подряд МТС занимает лидирующую позицию. Положительная динамика развития розничной сети поддерживается постоянно растущим спросом на услуги компании, потребителями которых является абсолютное большинство населения страны. В ближайшие годы можно прогнозировать стабильное состояние бизнеса сотовых операторов и ритейлеров.

    «Прорывом года» поистине можно считать франшизу ведущего европейского туроператора TUI RUSSIA. В сравнении с показателями прошлого года компании удалось подняться в рейтинге на 19 пунктов и войти в тройку франшиз-лидеров российского рынка. Российский туристический бизнес развивается динамичными темпами. Подтверждением тому служат сразу несколько стремительно развивающихся франчайзинговых предложений в сфере туризма, попавших в рейтинг текущего года.

    Замыкает ТОП-3 франшиза SUBWAY – одна из самых динамичных и гибких франчайзинговых бизнес-моделей в сегменте фаст-фуда. Российский рынок общественного питания по большей части не заполнен и в ближайшие три-пять лет имеет значительный потенциал роста. Ежегодно SUBWAY открывает около 200 точек быстрого обслуживания, а к 2015 году планирует расширить свою сеть до одной тысячи ресторанов.

{КФ} Какие наиболее значительные изменения, на ваш взгляд, претерпел рейтинг, по сравнению с прошлым годом?

    Однозначно могу сказать, что рейтинг этого года продемонстрировал динамичное развитие франчайзинга в сфере туризма. В рейтинг попали сразу несколько франшиз турагентств. По статистике БиБосс.ру количество предпринимателей, желающих купить франшизу турагентства, неуклонно растет. В туристическом бизнесе очень высока доля конкуренции. Сегодня, чтобы открыть турагентство, которое работало бы успешно, одного желания мало. В этом бизнесе доверие клиентов многие предприниматели «покупают» известным и проверенным брендом, открывая турагентство по франшизе. Также это направление привлекательно из-за относительно небольших первоначальных вложений – для целого класса российских предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса, это является существенным и зачастую основополагающим фактором.

    Интересна и тенденция в области розничной торговли одеждой и обувью. Анализ показателей ритейлеров выявил в целом сокращение розницы: многие компании в 2012 году прибегли к политике оздоровления своих партнерских сетей. Из-за этого динамика роста сетей немного изменилась, как и места в рейтинге. Качество, а не количество партнеров вышло на первый план, и это очень хорошо. Думаю, в ближайшие пару лет тенденция сохранится.

    Укрепить позиции удалось компаниям, работающим в сфере обслуживания интересов детей – детским развивающим центрам, а также ритейлерам детской одежды, обуви и игрушек. Например, франшиза БЕГЕМОТиК в сравнении с прошлым годом, поднялась в рейтинге на 44 пункта и вошла в ТОП-10. Партнерская сеть компании прочно укрепляет свои позиции на рынке, не в последнюю очередь, и за счет  участия ГК «Гранд Тойз», в которую входит компания «Бегемот», в крупных федеральных проектах. (Компания "Некст-Тайм", входящая в ГК "Гранд Тойз", является официальным лицензиатом XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи и XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани).

{КФ} Какие наиболее интересные факты, на ваш взгляд, выявил рейтинг в этом году?

    На рынке России в последние два-три года появилось очень много стремительно развивающихся франшиз. В качестве примера могу привести франшизу компании InfoLife (тестирование способностей по отпечаткам пальцев). При этом, интересны как концепции самих предложений, так и активная динамика их развития. Мы проводим регулярный мониторинг подобных франчайзинговых проектов, собирая по ним информацию. Попасть в наш рейтинг им пока не удалось, в силу «молодости» предложений, - по ним пока нет статистики, позволяющей рассматривать франшизу компании, как не просто динамично развивающуюся, но и как доказавшую свою фективность. Но я убежден, - у них все впереди!

    Из интересных, но уже ставших традиционными, могу отметить следующие факты. Как и в прошлом году, некоторые компании недовольны местом в рейтинге или вообще отсутствием в ТОП-100. Все франшизы, которые попали в рейтинг, являются лучшими, по версии БиБосс.ру, на данный момент. Это особенно ценно, учитывая огромное и постоянно растущее количество франчайзинговых предложений на российском рынке.  Есть и компании, которые не хотели бы «светиться» в нашем рейтинге. Однако исключение компании из ТОП-100 возможно только в случае, если полученная БиБосс.ру информация оказывается ложной. После проверки мы оставляем за собой право в одностороннем порядке и без объяснения причин исключить ту или иную франшизу из ТОП-100.

    Создавая Рейтинг ТОП-100 франшиз, мы четко осознавали, что будут франчайзеры не только поддержавшие наше начинание, но и недовольные результатами. Однако задача «угодить всем или кому-то» перед нами не ставится. Рейтинг БиБосс.ру является некоммерческим проектом, места в нем не ангажируются, не меняются просто так и не продаются. Так было и так будет всегда! А когда кто-либо задает вопрос «Почему вы включили в рейтинг франшизу конкурентов и не включили нашу?», мы всегда отвечаем: «Да, мы выбрали и включили в ТОП-100 именно эти франшизы, потому что считаем их лучшими в России. Если они вам не нравятся, задумайтесь над развитием собственной сети. Возможно, пришла пора что-то менять!».

 

 ВСЕ СТАТЬИ ЭТОГО НОМЕРА

Тема номера: Какова культура ведения бизнеса в России?

Компания с обложки. SUBWAY: как стать франшизой №1 в мире

Как составлялся новый российский рейтинг франшиз

    Насколько известен ваш      франчайзер

Сравнение франшиз, представленных на российском рынке

Готовьтесь к онлайну!

Современные проблемы правового регулирования франчайзинга в РФ

Рынок торговой недвижимости. Тенденции и перспективы.

Истории предпринимателей, открывших бизнес по франшизам

 

Реклама: