Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

Тема номераОбложка журнала "КЛУБ ФРАНЧАЙЗИ" №4/11 (2013)


КАКОВА КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ?

     Во время советской власти в России были утрачены многие традиции ведения бизнеса. По сути, в новой России многие заново осваивали этот вид деятельности. Начиналось все активно и бурно, о конфликтах предпринимателей в 90-х годах в России написано немало. Как изменилась ситуация сегодня, какой культурой удалось обзавестись российскому бизнесу? Так как многие читатели нашего журнала думают открыть свое дело по франшизе, мы решили рассмотреть эти вопросы применительно к российскому рынку франчайзинга.

 

{КФ}

Насколько качественно сегодня обслуживают клиентов компании секторов услуг, торговли и общественного питания в России? Выделяются ли в этом плане сети, продающие франшизы?

 

    «Говорить о качестве обслуживания по всей стране не стану, - прокомментировал вопрос Малхаз Аласания, Исполнительный директор ООО «Академия франчайзинга», Заместитель директора Российской ассоциации франчайзинга, - оно даже в пределах одной сети отличается от города к городу. А вот то, что франчайзинговые модели тут имеют преимущество, - это факт. У правильного франчайзера очень детально описаны операционные стандарты и прописан механизм контроля за их выполнением. Франчайзи вынуждены держать уровень качества, так как в противном случае они могут быть оштрафованы или лишены прав на франшизу.»

    «В России явно заметна динамика улучшения качества обслуживания в секторах торговли и услуг, - уверен Николай Викторович Алексеев, Коммерческий директор Фонда «Лайф Франчайзинг» (инвестиционный фонд, предлагающий финансирование бизнеса по франшизам для российских предпринимателей).    - Большинство  франшизных сетей старается, чтобы покупатель не заметил отличия между собственной точкой и работающей по франчайзингу. Именно таких правообладателей мы стараемся включать в  портфель франшиз нашего Фонда.»


{КФ}

Какова сегодня в целом в стране культура взаимоотношений деловых партнеров и ведения бизнеса (в том числе малого)?

 

    Николай Викторович Алексеев, Фонд «Лайф Франчайзинг»: «Она совершенно различная, и зависит как от региона, так и от культуры самих партнеров. Но и как в предыдущем вопросе, в России явно заметно, что взаимоотношения партнёров становятся все более цивилизованными. Мы как институциональный инвестор стремимся к абсолютной прозрачности и порядочности отношений со всеми нашими партнерами.»

    «Если уровень обслуживания клиентов сегодня стал явно выше, чем в советское время, то с легальностью и выплатой налогов в малом бизнесе явно наблюдаются проблемы, - считает Надежда Крючкова, Руководитель проекта «КЛУБ ФРАНЧАЙЗИ». - К сожалению, многие независимые предприниматели работают «в серую», а то и «в черную». Предприятия, открытые по франшизе, по моему мнению, выделяются на этом фоне большей легальностью. Связано это с контролем внутри сетей и с отлаженными бизнес-процессами, позволяющими зачастую получать большую прибыль и платить налоги. Можно также сказать, что покупая франшизу, предприниматель быстрее приобщается к более высокой культуре ведения бизнеса (с наличием стандартов, грамотно составленных документов, дизайна места ведения бизнеса, качественной продукции и т.п.), чем строя собственный бизнес путем проб о ошибок.»

 

 {КФ}

В рамках отношений франчайзер - франчайзи бывают и конфликтные ситуации. Научились ли сети более гладко и цивилизованно преодолевать эти сложности, соблюдая интересы как головного офиса, так и предпринимателей, купивших их франшизу?

 

    Малхаз Аласания, РАФ: «Эти конфликтные ситуации возможны до сих пор лишь потому, что нет уголовной ответственности за неправомерное использование чужой интеллектуальной собственности. 95% конфликтных ситуаций во франчайзинге происходит из-за нарушений договорных отношений со стороны недобросовестных франчайзи. Франчайзеры всегда более лояльны в общении со своими франчайзи, стараются избегать штрафных санкций, хотя довольно часто имеют право это сделать в соответствии с договором. Конечно, бывают и нарушения со стороны франчайзеров. Но, в целом, случаи расторжения договоров происходят все реже и реже.»

    «Да, действительно на рынке франчайзинга такое есть. Мы видим свою задачу как институционального партнера в защите интересов как франчайзи, так и франчайзера, и решении спорных ситуаций цивилизованно и корректно, - прокомментировал Николай Викторович Алексеев, Фонд «Лайф Франчайзинг».

    «Я думаю, что спорные ситуации на этом рынке были, есть и будут, - поделилась Надежда Крючкова, «КЛУБ ФРАНЧАЙЗИ», - как, впрочем, и в любой сфере, где присутствуют интересы нескольких бизнес-партнеров. Но еще несколько лет назад на российском рынке могли активно работать компании, занимающиеся продажей откровенно сомнительных франшиз или наплевательски относившиеся к потере денег своими франчайзи. Сегодня этот рынок, на мой взгляд, стал более цивилизованным (хотя уровень франшиз на нем и очень разный), а предприниматели стали более осведомленными. Как представитель СМИ для франчайзи я ориентирована на защиту интересов именно покупателей франшиз. Эти люди посвящают бизнесу по франшизе зачастую все свое время, вкладывают в него значительную часть своих средств. И прирост новых точек в сетях происходит во многом за счет новых открытий именно действующих партнеров и их сотрудников. Поэтому преодолевать сложности и конфликты интересов в сетях цивилизованно, давая своим франчайзи в первую очередь  получать прибыль – это в итоге и в интересах самого франчайзера, и успешные сети сегодня так и делают. А как решаются спорные вопросы в конкретной сети, чью франшизу выбрал предприниматель, он всегда может выяснить у ее действующих франчайзи.»

 

{КФ}

Как повысить культуру ведения бизнеса в России?

 

    Малхаз Аласания, Российская ассоциация франчайзинга: «Главное - дать этому бизнесу жить и развиваться, не душить налогами, а культуру бизнес сам отрегулирует. В развитых странах она тоже "не с неба упала". Ведь, ещё относительно недавно (возможно, порядка 20 лет назад – прим. Редакции) российские бизнесмены на переговоры ездили в спортивных костюмах и с паяльниками, а теперь вместо паяльников на встречу везут презентации и юристов.»

    «Это процесс, видимо, постепенный. И он явно идет в правильном направлении, - считает Николай Викторович Алексеев, Фонд «Лайф Франчайзинг». - Позитивные изменения будут, если все, включая подготовку кадров для бизнеса, законодательную базу, общественное мнение и прочее, будет работать на повышение этой культуры. И наконец, если в России вести бизнес непорядочно и с низкой культурой будет не выгодно, то этот вопрос сам собой отпадет. В своей работе наш Фонд старается решать в том числе и эту задачу, обеспечивая достойную культуру ведения бизнеса с нами.»

 

{КФ}

Как изменилось отношение российского общества к предпринимателям, и что нужно сделать, чтобы улучшать это отношение в дальнейшем?

 

    «Предприниматели - это не марсиане, они составная часть нашего общества, причем в какой-то мере, самая активная, передовая и талантливая, - уверен Малхаз Аласания, Российская ассоциация франчайзинга. - Их надо любить и всемерно поддерживать, иначе всегда будем обществом потребителей чужих товаров и услуг.  Общество уже давно поменяло своё отношение к ним - сейчас родители помогают детям стать собственниками бизнеса и гордятся детьми, когда они добиваются этого сами. Что касается отношения государства к предпри-нимателям, то тут только отрицательная тенденция и пустая демагогия. На словах – поддержка малого и среднего бизнеса, а на деле - отмена льгот индивидуальным предпринимателям.»

    Надежда Крючкова, «КЛУБ ФРАНЧАЙЗИ»: «Мне не нравится, когда слово «предприниматель» звучит в российских СМИ в основном рядом со словами «скандал» или «амнистия». Поэтому я принимаю участие в создании множества материалов, рассказывающих о том, как российские предприниматели работают и приносят пользу обществу. Надеюсь, что эти усилия внесут свою скромную лепту в изменение мнения той часть населения, которая все еще настроена к представителям бизнеса не очень позитивно.»

     «Да, отношение к предпринимателям меняется. Как меняется и сам бизнес – он становится более прозрачным и развитым, - полагает Николай Викторович Алексеев, Фонд «Лайф Франчайзинг». - Чтобы улучшить отношение общества, нужно как улучшение мнения госструктур и разъяснительная работа в СМИ, так и дальнейшее движение к открытости самих предпринимателей.»

 

 ВСЕ СТАТЬИ ЭТОГО НОМЕРА

Тема номера: Какова культура ведения бизнеса в России?

Компания с обложки. SUBWAY: как стать франшизой №1 в мире

Как составлялся новый российский рейтинг франшиз

    Насколько известен ваш      франчайзер

Сравнение франшиз, представленных на российском рынке

Готовьтесь к онлайну!

Современные проблемы правового регулирования франчайзинга в РФ

Рынок торговой недвижимости. Тенденции и перспективы.

Истории предпринимателей, открывших бизнес по франшизам

 

Реклама: