Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

Компания с обложки

КАК СОСТАВИТЬ БИЗНЕС-ПЛАН  ПРИ ПОКУПКЕ ФРАНШИЗЫ?

 

Читайте также: Отзыв франчайзи SUBWAY,

открывшего бизнес с участием Фонда "Лайф Франчайзинг".

 

    Одними из наиболее опытных экспертов по составлению бизнес-планов можно назвать сотрудников банков и инвестиционных фондов, потому что они не только делают расчеты, как, например, компании, продающие готовые бизнес-планы, но и, по сути, отвечают за принятые решения деньгами организации - ведь по результатам сделанных расчетов предоставляется финансирование компаниям. Банки и инвестфонды также накапливают данные по бизнесам, которые у них обслуживаются: реальное движение денежных средств, выручка в различных сферах и так далее. Поэтому, чтобы подробнее узнать, что и как стоит рассчитывать, открывая бизнес по франшизе, мы решили обратиться в инвестиционный Фонд «Лайф Франчайзинг» (www.fund-franchising.com), предлагающий российским предпринимателям до 90% финансирования на открытие бизнеса по франшизам. На вопросы нашего журнала ответил: Николай Викторович Алексеев, Коммерческий директор Фонда «Лайф Франчайзинг».Николай Викторович Алексеев, Коммерческий директор Фонда "Лайф Франчайзинг"Николай Викторович Алексеев, Коммерческий директор Фонда "Лайф Франчайзинг"

 

{КФ} Николай Викторович, расскажите пожалуйста, что такое вообще бизнес-план и для чего он нужен при открытии бизнеса?

    Это, в первую очередь, финансовая модель проекта, которая отражает все ключевые моменты: сумму необходимых инвестиций в основной и оборотный капитал, распределение этих инвестиций во времени и по статьям, прогноз выручки, текущие затраты. В неё заложены гипотезы по рентабельности продаж, сезонности, выходу на точку безубыточности, расчёту окупаемости, доходности на вложения, расчету чувствительности проекта к различным факторам. Естественно, в состав бизнес-плана входят такие разделы, как маркетинг-план, план по персоналу, анализ рынка (локальный и стратегический), обоснование выбора оборудования, локации точки, календарный план. Это — основной документ, который позволяет инвесторам (партнёрам) принять решение об инвестировании в бизнес и затем отслеживать ход выполнения проекта, совершать необходимые корректировки в своих действиях, чтобы показатели проекта были, как минимум, не хуже заложенных в бизнес-плане.

{КФ} Стоит ли делать расчёты, покупая франшизу? Или можно положиться на то, что франчайзер сам всё сделает?

    Естественно, «правильный» франчайзер не только поможет сделать расчеты, но и предоставит микрогипотезы для этих расчётов и самостоятельно их проверит. Но поскольку бизнес по франшизе — это риск собственными деньгами владельцев точки, то только в их интересах всё просчитать самостоятельно и всё перепроверить несколько раз. Фонд «Лайф Франчайзинг» вместе с нашим партнёром составляет бизнес-план будущего проекта под конкретное помещение, город, локацию, франшизу и согласовывает этот расчет с правообладателем франшизы.

{КФ} Какие расчёты стоит сделать предпринимателю перед открытием бизнеса и на какой период?

    Перед принятием решения об инвестировании в проект, в том числе по франшизе, нужно сделать ВСЕ расчёты, которые так или иначе влияют на окупаемость проекта, начальные инвестиции, выручку, провести анализ чувствительности проекта к тем или иным параметрам. Конечно, в первую очередь надо проверить базовые гипотезы, заложенные в типовом проекте, который предоставил франчайзер: проходимость точки, средний чек, эффективность рекламы, коэффициент конверсии проходимости в покупателей, рентабельность продаж (маржа) с учетом сезонных скидок, «раскрутка» точки (выручка) в динамике по сезонности, точность расчётов по ремонту и оборудованию, постоянные расходы. Необходимо внимательно прочитать договора концессии и аренды на предмет скрытых комиссий и авансовых платежей, заложить их в финансовую модель.

{КФ} Можете ли вы привести пример таких расчётов (дать таблицы с конкретными основными графами), показать их «вживую»?

    На сайте Фонда http://fund-franchising.com с июля 2013 года появилась возможность рассчитать свой будущий бизнес по тем франшизам, которые включены в наш портфель франшиз с помощью нашей собственной разработки «Конструктор Успеха». Пока он проходит тестирование, а рекомендации пользователям выглядят следующим образом.

    Для того, чтобы воспользоваться «Конструктором Успеха» необходимо:

  • Зарегистрироваться на сайте Фонда http://fund-franchising.com.
  • Выбрать город, в котором вы намерены запускать бизнес по франшизе.
  • Далее выбрать франшизу, которую вы хотите развивать. Если желаемая франшиза отсутствует в списке — это значит, что для данного города она пока не доступна либо еще не представлена в портфеле «Лайф Франчайзинг».
  • Затем вам нужно выбрать основные входные параметры, которые будут использованы при расчете доходов, расходов проекта и прибыльности бизнеса. К таким входным параметрам относятся: параметры помещения, ставка аренды, статьи инвестиционных затрат, прогноз выручки (проходимости и среднего чека), текущие затраты и другие. Основная масса информации введена изначально (и не может быть изменена) на основе статистических данных реально функционирующих предприятий франчайзера.
  • Далее необходимо указать (с помощью "ползунка" или внести в соответствующее поле) основные прогнозируемые входные параметры для конкретного предприятия и города (площадь, ставка аренды, затраты на оплату труда, средний чек, количество чеков в месяц и прочее).
  • После внесения всех необходимых входных параметров можно произвести расчет, кликнув на соответствующую кнопку.

   Вот пример такого расчета:

    Приведенные здесь и далее расчеты укрупненные и не учитывают инфляцию (т.о. они упрощены: в постоянных ценах и объемах), но тем не менее, они позволяют правильно оценить проект. Более детальные и развернутые расчеты мы делаем совместно с нашим партнером непосредственно перед принятием решения о финансировании, когда выявлены все существенные и не очень существенные параметры проекта.

{КФ} Какие расчеты вы проводили при выборе тех франшиз, финансирование по которым сейчас предлагает «Лайф Франчайзинг»? Был ли выбор этих франшиз математически оправдан?

    У всех правообладателей, включённых в наш деловой портфель франшиз, экономическая модель точки практически рентабельна. Мы проводили анализ реальной (!) деятельности франшизной сети правообладателя с выездом наших специалистов на места.

{КФ} Какие, из вашего опыта, цифры в бизнес-плане могут поставить под угрозу прибыльность проекта? На что стоит особенно обратить внимание? 

    Это, в первую очередь цифры выручки, на которые влияют такие факторы, как проходимость точки, средний чек, эффективность рекламы, коэффициент конверсии проходимости в покупателей, «раскрутка» точки (выручка) в динамике по сезонности. Особое внимание нужно уделить рентабельности продаж (маржа или наценка) именно с учётом сезонных скидок.  Важно не ошибиться с оценкой инвестиций, необходима также точность расчетов по ремонту и оборудованию. Часто делается ошибка в оценке инвестиций в оборотный капитал компании (в течение первого полного сезонного цикла, чаще всего это 1 год). Безусловно, важны и скрытые комиссии, штрафы, дополнительные расходы, авансовые (страховые, обеспечительные) платежи в договорах аренды и концессии.

{КФ} Можно ли провести какой-то «стресс-тест» своего бизнес-плана? Как это сделать?

    Таких способов много, и один из них — построение различных графиков по анализу чувствительности проекта. Но, думаю, что легче и правильней всего воспользоваться простым способом. Чаще всего расчёт производится в формате MS Excel. Необходимо в этой модели изменить такие базовые параметры проекта, как количество покупателей, средний чек, инвестиции, оборотный капитал, в том числе первоначальные закупки, арендная плата и прочее для того, чтобы посмотреть, как изменяется точка безубыточности, прибыльность в месяц, период окупаемости.

{КФ} Какие явления в бизнесе нельзя точно спрогнозировать, и зачем здесь может понадобиться опыт франчайзера?

    Опыт правообладателя действительно необходим. Ведь суть бизнеса по франшизе состоит в том, что франчайзер берёт на себя ответственность и помогает проверить базовые гипотезы именно на предварительном этапе. Особенно, когда приобретатель франшизы не в состоянии проверить и просчитать проходимость точки во вновь открывшемся торговом центре. Франчайзер обладает таким опытом, статистикой и необходимыми навыками, позволяющими спрогнозировать этот показатель. Поэтому он честно скажет, что имеется довольно высокий риск неопределённости, при котором он не готов брать ответственность на себя. Как правило, держатель франшизы чётко знает инвестиционные затраты, затраты на оборотный капитал, сезонность и динамику выхода на проектные показатели по выручке. ПРОГНОЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВПРОГНОЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВЕсли человек впервые открывает этот бизнес, то без помощи франчайзера ему не обойтись. Фонд «Лайф Франчайзинг» также помогает сделать все эти расчёты, поскольку его сотрудники обладают всеми необходимыми знаниями и навыками в этой области, полученными от правообладателя франшизы. В любом случае, мы вместе с предпринимателем всегда согласуем все вопросы с франчайзером.

{КФ} Какие советы по составлению бизнес-планов вы можете дать предпринимателям, желающим открыть своё дело? 

    Конечно, консультации и советы нужны, они реально помогают начинающим предпринимателям. И, как следствие, люди доверяют им. Но для этого нужен консультант, который сам прошел необходимый путь в бизнесе, у него есть опыт, он рискнул своими деньгами и получил успешный бизнес на основе своих расчётов. Сделайте свой бизнес на основе своего бизнес-плана. На самом начальном этапе многократно проверьте, с учетом мнения специалистов, все гипотезы, которые будут в нем заложены.

{КФ} Николай Викторович, спасибо за полезную информацию!

.

Реклама: