Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

 

Тема номера

КАКОЙ БИЗНЕС ВЫБРАТЬ?

ОЦЕНИВАЕМ ИДЕЮ И БИЗНЕС-ПЛАН

 

    Когда предприниматель ищет идею для будущего бизнеса, он может выбрать один из двух путей – взять за основу свою идею, слабо или вообще не проверенную на практике, или остановиться на идее с уже отлаженной системой бизнеса и известным брендом, купив франшизу.

    В первом случае – самостоятельной проверки - идеи могут быть как совершенно новаторскими и неожиданными, так и относиться к привычным всем секторам рынка: розничной торговле, сфере услуг или питания. Проблема в том, что и при том, и при другом варианте статистика свидетельствует, что предприниматели, открывающие бизнес самостоятельно, в большинстве случаев прекращают его в течение первых 5 лет работы.

    Более стабильной альтернативой самостоятельной проверке бизнес-идей выступает открытие бизнеса по франшизе. Да, здесь основная часть выбора концепций сосредоточена в традиционных секторах торговли и питания (хотя широта использования этих форматов может свидетельствовать лишь о востребованности этих секторов потребителями). Но не стоит забывать, что при желании на российском рынке франшиз сегодня можно найти и совершенно уникальные и свежие бизнес-концепции.

    Приведем лишь два примера франшиз, основанных на интересных идеях, а гораздо более широкий выбор концепций предприниматели всегда могут найти самостоятельно благодаря интернет-каталогам франшиз, например, ShopAndMall.Ru или BeBoss.Ru, или посетив мероприятия про франчайзингу.

    Пример первый. В основе российской франшизы InfoLife – запатентованная система тестирования способностей по отпечаткам пальцев. Методика работы базируется на научных исследованиях и с помощью программно-аппаратного комплекса позволяет все новым предпринимателям проводить тестирование желающих выявить свои природные способности в разных регионах России и мира.

    И еще один интересный пример. По франшизе «Сумасшедшая наука» можно открыть увлекательнейший бизнес по оказанию научно-развлекательных услуг для детей. Взяв за основу идею, привезенную из Канады, российские предприниматели провели сложный и длительный процесс адаптации бизнеса к российским реалиям, и теперь предлагают новым предпринимателям воспользоваться их опытом, купив данную франшизу.

    Предпринимателя, который не ищет столь уникальной идеи, а хочет открыть дело в более привычной нише, может заинтересовать покупка готового бизнес-плана для использования его в качестве ориентира при начале бизнеса. Чтобы выяснить, насколько это оправдано, мы обратились в Инвестиционный фонд «Лайф Франчайзинг», к Николаю Викторовичу Алексееву, Коммерческому директору Фонда.

{КФ} Ваш Фонд предоставляет финансирование до 90% на открытие бизнеса по франшизам. Например, человек, желающий открыть ресторан по франшизе, может сделать это с вашей помощью, имея всего 10% от необходимых средств. Предоставляете ли вы такое же финансирование предпринимателям под типовой бизнес-план? В чем для банка состоят различия между двумя подобными ситуациями: когда предприниматель купил готовый план и хочет открыть по нему бизнес, или когда он планирует открывать бизнес по франшизе? Где вы выше оцениваете вероятность успеха дела, и как часто и насколько близко к запланированному реализуются купленные готовые бизнес-планы?

    — Фонд «Лайф Франчайзинг» предоставляет инвестиции только для проектов, открывающихся по франшизам тех правообладателей, которые включены в наш деловой портфель франшиз. Иного финансирования мы не предоставляем.

    Мы выступаем при этом не как банк, а как инвестиционный фонд. Поэтому корректнее спросить банки, в чем для них «состоят различия между двумя подобными ситуациями: когда предприниматель купил готовый план и хочет от рыть по нему бизнес, или когда он планирует открывать дело по франшизе?».

    Для нас эта ситуация достаточно понятна: из вновь открывшихся предприятий в течение первых 5-ти лет работы только 14% компаний, открытых по франшизам, закрываются по различным причинам, в то время как за тот же период около 85% самостоятельных (не франшизных) малых предприятий прекращают свое существование. Это вопрос рисков.

    Думаю, что нужно вообще остерегаться инвестировать в купленный бизнес-план. Есть такое выражение «бумага все стерпит», и в этом бизнес-плане может быть что угодно, включая «златые горы». Поэтому бизнес-план нужно составлять самому предпринимателю, проверяя все микрогипотезы, заложенные в нём. Мы вместе с нашим партнёром составляем бизнес-план будущего проекта под конкретное помещение, город, локацию, франшизу.

{КФ} Из большого количества франшиз, имеющихся на российском рынке, вы начали работу только с некоторыми из них. Ваш Фонд выступает как инвестор и, вероятно, серьезно относится к выбору концепций. Как вы оценивали их в плане бизнес-идеи и почему остановили свой выбор именно на данных франшизах? 

    — Критерии, по которым выбраны правообладатели франшиз для включения их в портфель «Лайф-Франчайзинг», следующие.

  • Экономическая модель точки должна быть практически рентабельной (она рассчитывается, как анализ реальной деятельности, с выездом наших специалистов на места).
  • История и достижения компании должны быть вдохновляющими.
  • Нужна ясная и жизнеспособная операционная система компании.
  • Найдены и стандартизированы «драйверы успеха» (поставлен их операционный контроль).
  • Практикуется периодическое обучение и повышение квалификации управляющих и персонала в точках.
  • Осуществляется обмен лучшими практиками между точками продаж.
  • Организовано внутреннее сообщество на ценностях бренда.
  • Присутствует поддержка и продвижение собственного бренда.

    Франшизные системы, включённые в наш деловой портфель франшиз, обладают всеми перечисленными выше критериями. При этом список франшиз нашего Фонда постоянно пополняется. Мы заинтересованы в сотрудничестве с лучшими и передовыми франчайзерами. Конечно, впоследствии, у нас будет ротация брендов, какие-то правообладатели покинут наш портфель. Это не будет связано с тем, что они как-то «испортились», просто возможны изменения условий на локальных рынках, и мы не сможем их рекомендовать как суперэффективных.

 

    Ведение собственного дела дает предпринимателю свободу выбора: выбора бизнес-идеи, времени, затрачиваемого на работу, коллектива, стратегии и тактики. Выбор франшиз дополнительно расширяет его возможности, позволяя также выбирать и между известными российскими и зарубежными брендами. При покупке франшизы возможно уже на старте не просто оценить идею для бизнеса, но и увидеть, насколько эта идея востребована клиентами, посетив действующие точки выбранной сети. Благодаря отлаженным бизнес-системам франшиза позволяет также начинать бизнес в сфере, к которой у человека есть интерес, но где нет опыта.

    При этом выбор компаний в России, готовых предоставить по франшизе свой бренд и бизнес-концепцию как начинающим, так и опытным предпринимателям, сегодня довольно широк и охватывает целый ряд сегментов рынка.

 

ВСЕ СТАТЬИ ЭТОГО НОМЕРА

Тема номера. Какой бизнес выбрать? Оцениваем идею и бизнес-план

Компания с обложки. Как составить бизнес-план при покупке франшизы?

 

Первый профессиональный рейтинг франчайзинговых компаний

Виртуальная международная выставка

Как возникают идеи для бизнеса?

Актуальные тенденции в подарочном бизнесе

Новые идеи для действующего бизнеса

Истории предпринимателей, открывших бизнес по франшизам

Современные проблемы правового регулирования франчайзинга в РФ

Инвестиционные проекты Краснодарского края

 

Реклама: