Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

 

ПОЧЕМУ ЗАКРЫВАЕТСЯ БИЗНЕС, ОТКРЫТЫЙ ПО ФРАНШИЗАМ?

 

    Этот вопрос мы адДмитрий Офицеров, BeBoss.ruДмитрий Офицеров, BeBoss.ruресовали Дмитрию Офицерову, представителю портала BeBoss.ru. Портал ежегодно составляет рейтинг франшиз, представленных в России, и его специалисты изучают практику закрытия точек в различных франчайзинговых сетях в разных секторах рынка.

 

{КФ} Дмитрий, каковы, по вашему опыту, наиболее распространенные причины закрытия бизнеса, открытого по франшизам?

    Наиболее частая причина – это неправильно выбранное помещение: в непроходном месте, неправильного формата, неподходящей площади. Можно в качестве примера привести требования франшизы «Бегемотик» - помещение от 60 кв.м, оптимально – 200 кв.м. На первый взгляд, такое место легко найти, но в реальности, чтобы бизнес «пошел», нужно подбирать помещение очень внимательно, как по площади, так и по проходимости.

    Следующая причина – переоценка собственных финансовых возможностей. Например, предприниматель берет кредит «Бизнес-старт», а собственных средств нет. Поэтому не хватает оборотных средств на первом этапе. (Первые месяцы зачастую бизнес не только не приносит прибыли, но и требует дополнительных вливаний. – прим. Редакции.) Иногда в таких ситуациях франчайзеры кредитуют собственных франчайзи.

    Также причиной закрытий может быть и то, что франчайзи относятся к бизнесу как к инвестиции, которой не надо заниматься. Как к некому «готовому» бизнесу. Это, наверное, результат отсутствия предпринимательской грамотности.

{КФ} Как часто прекращение бизнеса происходит по вине или инициативе компаний, продавших франшизу?

    Достаточно редко, менее, чем в 5% случаев. Как правило, такое случается у франчайзеров, которые недостаточно ответственно подходят к выбору франчайзи. Часто это российские франшизы без достаточного опыта, молодые компании.

{КФ} А случается ли такое из-за предпринимателей, купивших франшизу?

    Да, такое бывает. Был, к примеру, случай в одной из известных сетей фитнес-центров. Франчайзи не смог выйти на окупаемость и закрылся. Головной офис прокомментировал это примерно так: франчайзи взял все оборудование со скидкой и отказался работать, нарушив договоренности.

    В таких случаях, конечно, значительную роль играет финансовая несостоятельность, но для некоторых российских предпринимателей также характерно желание узнать все процессы и потом открыться самостоятельно. В последние годы такие случаи участились. Могу утверждать, что обман со стороны франчайзи есть. До половины закрытий бизнеса по франшизам происходит по вине или по инициативе франчайзи.

    Всего порядка 5% предприятий, открытых по франшизе, закрываются в течение первого года работы, включая закрытые как из-за действий франчайзи, так и франчайзеров. После первого года работы этот процент возрастает.

{КФ} Научились ли франчайзеры бороться с желанием франчайзи работать самостоятельно при выходе из сетей?

    Для этого им нужно серьезнее подходить к разработке договоров, так как зачастую подобные ситуации - результат лазеек в договорах. А вот если франчайзи нарушил договор, то можно подавать в суд. Мошеннические действия подлежат уголовному преследованию.

    О выигранных судах с выплатой компенсаций франчайзерам я, правда, не слышал. Если такие случаи в России и есть, то они единичные.

    Вот в Украине был случай, когда мастер-франчайзи сети вареничных открыл свои точки с новым словом в названии и перестал платить роялти. Суд запретил ему использовать это название и присудил выплатить сумму, эквивалентную 15 тысячам рублей в качестве компенсации. Думаю, что в России получить и такую компенсацию довольно сложно.

{КФ} Какие рекомендации вы можете дать предпринимателям, рассматривающим покупку франшизы, чтобы избежать негативного сценария и закрытия бизнеса?

    Для этого до покупки франшизы желательно иметь предпринимательский опыт. Если человек занимался бизнесом, он более адекватно оценивает свои силы.

    Начинающим я рекомендую осторожно подходить к покупке дорогих франшиз с паушальным взносом более 300-400 тысяч рублей и общим объемом инвестиций более 1,5-2 млн рублей. Проще, по моему мнению, работать с торговыми франшизами под известными брендами – при этом может быть меньше срок окупаемости и ниже затраты. Кредит «Бизнес-старт» в Сбербанке предоставляют, на мой взгляд, довольно неохотно, и указанный уровень – это, по сути, потолок того, что могут дать. Ставки в этом кредитном продукте низкие, но получают его немногие.

{КФ} Что еще вы можете посоветовать в общем для выбирающих франшизу?

    Для начинающих предпринимателей франшиза – это удачный выбор для проверки своих сил. С небольшой по стоимости франшизы можно запустить успешный бизнес. Если нет соответствующих средств, все-таки, возможно, стоит начать с чего-то еще: например, интернет-торговли, личных продаж. Если человек приходит в бизнес, даже по франшизе, совсем без опыта, никто не гарантирует ему успех. 30% успеха дает бренд и франчайзер, а 70% - собственные усилия предпринимателя. И это часто длительные усилия, окупаемость может наступить через несколько месяцев. И предприниматель должен быть к этому готов, иначе франчайзинг не для него.

{КФ} Большое спасибо, Дмитрий.

 

ВСЕ СТАТЬИ ЭТОГО НОМЕРА

Тема номера. Успешные российские франшизы

Компания с обложки. Сеть Стардог!s делится 20-ю годами опыта

 

Сколько стоит бизнес с отечественной франшизой?

    Бизнес в Новой Москве

К 15-летию Российской ассоциации франчайзинга

Почему закрывается бизнес, открытый по франшизам?

Современные проблемы правового регулирования франчайзинга в РФ

Истории предпринимателей, открывших бизнес по франшизам

Сравнение российских франшиз

Инвестиционные проекты Краснодарского края

 

Реклама: