Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ СЕТИ И ИНТЕРНЕТ

 

Надежда Крючкова,

Руководитель проекта «КЛУБ ФРАНЧАЙЗИ»

 

  Объемы розничных продаж через Интернет постоянно растут. И при увеличении доли продаваемых товаров и услуг онлайн франчайзинговая сеть вполне может столкнуться с конфликтом интересов франчайзера и его франчайзи. 

  Представьте ситуацию, когда головная компания начинает торговлю своими товарами или услугами через свой сайт. И предлагает бесплатную доставку товара клиенту. Сайт франчайзера является официальным сайтом всей сети, и франчайзи  обязаны указывать его на всей своей  рекламной продукции. Как правило, других сайтов франчайзи создавать не имеет права. Клиент, привлеченный франчайзи в своем магазине, которому понравилась продукция марки, может сделать следующую покупку уже на сайте компании и в магазин франчайзи больше не вернуться. Прибыль от всех следующих заказов такого клиента достанутся напрямую франчайзеру.

  Пока доля онлайн продаж в значительном количестве секторов розничной торговли в России относительна невысока, это не представляет значительного риска для покупающих франшизы. Но общемировой тренд последние годы очевиден  – продолжается рост онлайн продаж. И в будущем вполне вероятно, что при захвате интернет-продаж какой-либо торговой сети её франчайзером, выручки и прибыль франчайзи такой сети могут постепенно снижаться.

  При этом очевидно, что в разных сферах бизнеса объем и значимость интернет-канала продаж (а вместе с тем и рисков перехода клиентов из магазина франчайзи на сайт головного офиса) будут сильно различаться. Некоторые товары или услуги покупать онлайн проще, другие сложнее либо вообще невозможно.

  Например, услуги кафе клиенту требуются зачастую там, где он находится. Кроме того, предприятие общественного питания часто используется как место для встречи. Поэтому продажи с сайта головного офиса в этом случае могут и не сказаться на бизнесе франчайзи (только дать ему дополнительную рекламу).

  Если же товар стандартен, клиенту ничего не надо примерять, нахождение в месте ведения бизнеса никакой ценности не представляет, полную консультацию можно получить по телефону, а доставка товара дешева и оперативна, то, возможно, купить такой товар гораздо проще онлайн. Или удобнее получить услугу на дому, позвонив на общий телефон сети, указанный на сайте.

  С другой стороны, сеть, не продвигающая свою торговую марку через Интернет, сегодня рискует остаться в аутсайдерах рынка. И при наличии у  аналогичных торговых сетей интернет-магазинов,  отсутствие такового у какой-либо марки может стать минусом в глазах потребителя и лишить торговую сеть дополнительного канала продаж.

  Представляются возможными следующие схемы организации онлайн продаж у франчайзинговых сетей:

•   существование одного интернет-магазина на сайте франчайзера с единой службой доставки;
•   обслуживание онлайн заказов силами оффлайн-франчайзи на закрепленной за ними территории (что может быть актуально для сферы услуг);
•   может производиться отдельная продажа франшиз на интернет-торговлю на определенной территории (например, если потенциальный франчайзи имеет высоко посещаемый профильный региональный интернет-ресурс), при этом франчайзи может работать и без оффлайновой торговой точки.

   «КЛУБ ФРАНЧАЙЗИ» при работе над этим материалом предложил обсудить данную тему в свете интересов франчайзи ряду российских франчайзеров, но они без энтузиазма откликнулись на это предложение (что редко случается с темами, предлагаемых нашим журналом). Это можно воспринимать как непроработанность стратегий интернет-торговли у ряда российских франчайзеров. Остается искренне надеяться, что их позиция к использованию интернет-канала продаж против интересов своих франчайзи никакого отношения не имеет.

  Рекомендуем предпринимателям, рассмат-ривающим покупку франшизы, оценивать свои риски, связанные с политикой конкретного франчайзера в отношении  онлайн продаж товаров или услуг данной марки.

Реклама: