Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

Юрий Михайличенко, Исполнительный директор Российской ассоциации франчайзингаКАРЬЕРА В СФЕРЕ ФРАНЧАЙЗИНГА

 

Юрий Михайличенко,
Исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга, сопредседатель комитета по франчайзингу "Деловой России»

 

КФ:

  Юрий, наш журнал читают не только предприниматели, но и специалисты, планирующие работать в сфере франчайзинга. Расскажите пожалуйста, какие должности наиболее распространены в компаниях-франчайзерах и компаниях-франчайзи для специалистов с высшим образованием?

Юрий Михайличенко:

  В вопросе есть некоторое противоречие. Специалист, который только собирается работать в сфере франчайзинга, скорее всего специалист в любой другой сфере, но не во франчайзинге. Здесь важен опыт, а не профильное образование. Да и франчайзинг - это не сфера бизнеса, это метод его ведения и развития. Специалисты по франчайзингу буквально выращиваются внутри организации, приобретая необходимые навыки и знания.

  Поэтому во франчайзинговых компаниях точно такие же должности, как и в других сетевых структурах, за исключением, в отдельных случаях, наличия специального отдела по работе с партнерами - франчайзи. Все зависит от сферы. Ведь франчайзинг распространен как и в индустрии гостеприимства, так и в ритейле, автомобильном и производственном секторах и многих других видах бизнеса.

  По поводу высшего образования выражу личное мнение. Образование, во всяком случае у нас в стране, не делает из человека специалиста. Оно дает навыки работы со знаниями и метод ориентирования в определенной области. Специалистами же становятся после некоторого опыта практической работы, да и то не все.

КФ:

  Как сделать успешную карьеру в сфере франчайзинга?

Юрий Михайличенко:

  Все зависит от того, какую карьеру считать успешной. Если есть твердое убеждение, что вашей целью является должность директора по франчайзингу в крупной компании - начинайте с простых должностей во франчайзинговом объекте. Поймете, как устроен бизнес, наберетесь опыта, поймаете свою птицу счастья и перейдете в управляющую компанию, где по карьерной лестнице доберетесь до пункта назначения. Но это ли вам надо? Если вы предприниматель, честолюбивы, уверены в своих силах - начинайте свой бизнес. Начните как франчайзи, один или с партнерами - купите простую франшизу, научитесь работать по мировым стандартам. Откройте еще несколько точек и научитесь управлять небольшой сетью.

  Потом придумайте свою успешную концепцию, свой бренд. Раскрутите его, продвиньте в России, а затем и в мире. Заставьте потребителей во всех странах любить ваш бренд и вашу продукцию или услуги. Станьте как Стив Джобс или Ричард Бренсон. Вот это и будет успешной карьерой - сделать то, что никто до вас не делал, и заставить поверить в это миллионы. А мы в Российской ассоциации франчайзинга вам поможем и разделим с вами радость.

КФ:

  Какое образование лучше всего получить для карьеры в сфере франчайзинга?

Юрий Михайличенко:

  Наверное универсального совета не существует. Так же, как, например, и в киноиндустрии. Но все же есть один нюанс. Франчайзинг - это одна из разновидностей лицензионных отношений, но несколько шире. Особенность этого метода состоит в том, что он базируется на передаче прав на интеллектуальную собственность от право-обладателя пользователю и последующей поддержке. Специальные знания в этой сфере очень пригодятся будущему директору по франчайзингу или владельцу бренда, да и франчайзи не помешают. Кроме того, специалист в области интеллектуальной собственности всегда будет востребован во всех компаниях, которые имеют свои бренды, ноу-хау, изобретения, авторские права и т.д. То есть без работы, причем высокооплачиваемой, не останутся. Пригодятся также и знания в сфере маркетинга и экономики в целом.

КФ:

   С чего лучше начинать карьеру? Как эффективнее искать место работы?

Юрий Михайличенко:

  Я уже говорил про карьеру. Купите франшизу - откройте маленький, но свой бизнес. Попробуйте. Если нет, а по статистике 95% людей сами не могут быть предпринимателями, то начните работу в любой франчайзинговой сети, на любой позиции, которая позволит понять, как устроен этот бизнес. Наберитесь опыта. Сейчас очень много неплохих кадровых агентств. Концентрируйте свое внимание на выборе предложений в отделах маркетинга и продаж франчайзинговых компаний. Если повезет, сразу попадете в отдел франчайзинга. Совершенствуйтесь, получайте знания, учитесь работать с людьми, изучайте психологию. Работа во франчайзинге, будь ты предприниматель - владелец бизнеса или менеджер, основывается на отношениях с людьми.

КФ:

  Насколько широк рынок труда для специалистов в сфере франчайзинга в России, и каковы его перспективы в будущем? В каких городах России такие специалисты наиболее востребованы?

Юрий Михайличенко:

  Не думаю, что он очень велик. Если, допустим, в каждой компании-франчайзере есть руководитель отдела франчайзинга, то по статистике, у нас в России где-то около 600 человек в этой сфере.  С учетом динамики роста это количество за 5-7 лет увеличится в два, два с половиной раза. Не более. Таким образом, сильно перспективным рынок труда в этой сфере не назовешь - всего 1200 - 1500 человек. Если учитывать консалтеров, то еще дополнительно 500 человек на страну. Учитывая, что данные специалисты востребованы, молоды, конкурентоспособны и не собираются увольняться, то, возможно, через некоторое время предложение будет превышать спрос. Если вы специалист в области интеллектуальной собственности или другой сферы, но специалист - вы всегда будете востребованы, пусть и не в сфере франчайзинга.

  Отвечая на второй вопрос: в первую очередь такие специалисты востребованы в крупных городах. Там, где базируются управляющие франчайзинговые компании. Но есть и исключения. Например очень успешная компания «САН» расположена в городе Бердск под Новосибирском.

Реклама: