Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯИнга Рыкова, Генеральный директор ООО "Правовой Сервис "ФАРН"

 

 На вопросы наших подписчиков ответила Инга Рыкова, Генеральный директор ООО «Правовой Сервис «ФАРН»

 

Здравствуйте! Хочу открыть туристическое агентство по франшизе федеральной сети. Пожалуйста подскажите, каким аспектам нужно уделить особое внимание в этом виде бизнеса? Паушального взноса для регионов нет (я живу в Красноярске), а компания находится в Екатеринбурге, при выполнении плана выплата роялти отменяется, вроде бы условия привлекательны, но в чем может быть подвох?

  Инга Рыкова: Надо посмотреть насколько успешно работает организация, у которой вы хотите купить франшизу.

  Отсутствие взносов не всегда можно расценивать как положительный момент. Основой франчайзинга является передача франчайзи во временное использование комплекса исключительных прав франчайзера, включая права на товарный знак. За это франчайзи и оплачивает взносы. Поэтому на первом этапе Вы должны понимать, что именно вы покупаете и какие условия должны выполнять по предложенному к подписанию договору.

  Было бы хорошо, если бы вы прочитали договор, там будут видны риски.

  

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, после того, как внесли поправки в ГК, 54 главу, остались ли недостатки в законодательстве РФ о франчайзинге? (Т.е можно ли сказать, что у нас  все еще слабая законодательная база?)  Если остались, то какие?

  Инга Рыкова: На этот вопрос вряд ли можно дать короткий ответ. Мы находимся на стадии совершенствования законодательства.

  Существенным является расширение ограничений, которые могут быть наложены на пользователей (ст.1033 ГК РФ). Вполне понятно, что для правообладателей эти нормы являются привлекательными, поскольку позволяют обеспечить в случае необходимости единообразие «системных» цен, контролировать реализацию товаров и деятельность пользователей в целом.

  В частности, это касается:

- обязательства пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам;

- обязательства пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;

- обязательства пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории.

  Если третья позиция вполне логична с точки зрения использования исключительных прав в пределах оговоренной территории, то первые две вызывают вполне обоснованные сомнения.

  По этой части мы можем говорить о некотором ухудшении положения пользователя, а также об определенных противоречиях в другими нормами законодательства.

  Увеличиваются риски франчайзи и в связи с изменениями, внесенными в ст.1035 ГК РФ.

  Франчайзинг признан в мире эффективным и перспективным способом расширения и роста бизнеса, взаимовыгодным способом партнерства, и в России сложилась благоприятная экономическая среда для развития франчайзинга. Однако, на наш взгляд, правовые нормы еще требуют совершенствования и принципы партнерства должны стать идеологической основой регулирования.

 

 Где можно найти стандартные бухгалтерские проводки для коммерческой концессии (франчайзинг)? Покажите, пожалуйста, на условном примере проводки для франчайзера (правообладателя) и для франчайзи (пользователя).

  Инга Рыкова: Я думаю, что такую информацию можно найти в любой правовой базе.

 

 Если до изменений в Гражданском кодексе, касающихся договора коммерческой концессии, был подписан такой договор, и он противоречит новому законодательству, действуют условия договора или гражданского кодекса?

  Инга Рыкова: На стороны распространяются условия договора, которые они приняли при его заключении. При этом надо исходить из того, что изменения, внесенные в законодательство являются важными, поэтому желательно в договор внести изменения. Также надо посмотреть, что написано в договоре, все ли положения действуют, если изменяется законодательство.

  

Ранее, когда в договоре коммерческой концессии могли быть только условия о паушальном взносе или только роялти, компания-франчайзер потребовала от франчайзи подписать два договора на разные юрлица: один содержал условия по выплате роялти, а другой, на иное юрлицо, о выплате крупной суммы денег якобы за услуги, что по сути являлось паушальным взносом. Может ли теперь суд признать по требованию такого франчайзи объединить эти условия в один договор? Были ли уже такие прецеденты?

  Инга Рыкова: Если франчайзи заключил договор услуг, то он классифицируется как договор услуг. И ранее этот платеж не мог считаться паушальным взносом. Если договор услуг заключен с другим юридическим лицом, то правоотношения существуют с этим юридическим лицом. Суд будет рассматривать тот договор, который был заключен по услугам, а франчайзи надо будет доказывать, были ли эти услуги выполнены или нет. Франчайзер не связан этим договором.

 

 Если франчайзи хочет разорвать договор коммерческой концессии по суду из-за вины франчайзера, недобросовестно выполняющего свои обязанности, может ли он претендовать на возврат части паушального взноса за сокращение срока договора?

   Инга Рыкова: Во-первых, это зависит от того, что прописано в договоре.

  Во-вторых, если франчайзи докажет недобросовестность в судебном порядке, то он может требовать возврата взноса.

Реклама: