Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

.

 

Тема номера

УСПЕШНЫЕ РОССИЙСКИЕ ФРАНШИЗЫ

 

    Франчайзинг в России начал развиваться в середине 90-х годов. Первая попытка создать отечественную франшизу принадлежит Владимиру Довганю. Очень быстро предприятие кануло в Лету, но идею подхватил рынок.

    Доля российских франшиз по отношению к зарубежным на российском рынке традиционно велика и, по оценкам некоторых экспертов, составляет на сегодняшний день более 60%. Наметилась тенденция развития по франчайзингу региональных брендов, которые предлагают франшизу в основном игрокам, работающим в близлежащих областях.

    От иностранных франчайзеров особенности рыночной среды в России, психологии предпринимателей,  неурегулированность правовых, налоговых, административных и иных вопросов требуют значительных изменений в технологии бизнеса. В то же время рынок зачастую диктует оперативное внедрение усовершенствований в сложившуюся систему. Как оказалось, национальные бренды более приспособлены к российским реалиям и обладают большей гибкостью и адаптивностью к меняющимся условиям.

 

 Специфика рынка. Мнение экспертов.

Малхаз Аласания, Исполнительный директор «Академии франчайзинга» (Российская ассоциация франчайзинга):

    Структура российского рынка франчайзинга по видам деятельности сегодня выглядит следующим образом: розничная торговля (46%), общественное питание (22%) и бытовое обслуживание (11%). Все остальные сферы деятельности (образование, строительство, В2В-услуги, спорт, путешествия) представлены довольно слабо. Особенно плохо обстоят дела с производственными франшизами. Впрочем, это касается и экономики в целом, ведь франчайзинг не может существовать в отрыве от неё.

    Одной из важнейших задач Российской ассоциации франчайзинга является создание благоприятной информационной среды, популяризация франчайзинга. Для достижения этой цели РАФ при поддержке Минэкономразвития РФ приняла программу регионального развития франчайзинга, в рамках которой организовано по стране более 40 франчайзинговых региональных форумов. К участию в них привлекаются органы власти, финансовые институты, консалтинговые компании. На форумах не только презентуются действующие франшизы, но и проводятся обучающие семинары, в том числе на тему создания франшизы из собственного бизнеса.

Елена Коростылева, глава Комитета по работе с франчайзи Российской ассоциации франчайзинга:

    Хотелось бы видеть развитие франчайзинговых предприятий, которые являлись бы образцом организации малого бизнеса, во всех отраслях предпринимательской деятельности. Одиннадцать лет назад, когда мы создавали ТОНУС-КЛУБ® - формат клуба «легкого» фитнеса, ничего подобного в России не было, однако это послужило развитию целой индустрии. Сегодня мы также развиваем новый формат Бьютиника™, который сделает роскошь аппаратной косметологии доступной каждому, и полагаем, что данный проект тоже изменит структуру рынка.

    Однако распространенное явление на рынке российских франшиз – это подражание уже существующим концепциям. С одной стороны, это прекрасно, ведь здоровая конкуренция – стимул к развитию. На практике же не всегда последователь ответственно относится к дальнейшей судьбе проекта и франчайзи. До сих пор распространена практика, когда «франчайзеры» продают «вывеску без технологий», и нередко франчайзи, уже реализовав инвестиции, осознает, что система не до конца продумана, формат имеет недочеты, а поддержка отличается от той, которую он ожидал получить.

    Перспективы российского франчайзинга широкие, но вместе с развитием франчайзинга необходимо выстраивать и культуру взаимоотношений «франчайзер-франчайзи».

 

"Национальная черта" российской франшизы. Мнение франчайзеров.

Интернационализм. Андрей Занин, Директор по развитию ООО «Маркон» (сеть Стардог!s):

    Наша франшиза интересна для граждан различных национальностей – фактически мы стираем между ними границы, и все они являются членами нашей большой и дружной семьи Стардог!s. Не смотря на то, что мы одна из первых франшиз на территории РФ, мы не боимся меняться, подстраиваясь под современные реалии. В франшизном предложении мы, прежде всего, основываемся на примерах лучших европейских образцов и используем «химию бренда» (известность торговой марки, качество продукции, высокий уровень сервиса, операционную  поддержку, доступность и понятность франшизы).

Мечта об идеале. Наталья Жданова, Директор по поддержке франчайзинговой сети ТОНУС-КЛУБ®:

    Наверное, это максимализм, но это - мечта об идеале. К совершенству стремятся не только наши клиенты, но и мы сами, постоянно работая над системой организации клуба. Сейчас поддержкой франчайзи фактически занимается уже «холдинг» компаний: это и обучающий центр, и производственная компания, и сеть сервисных центров, и собственное издательство, и колл-центр, и так далее. Максимализм проявляется и в идее бизнеса, ведь мы работаем, чтобы женщины чувствовали себя счастливыми.

Отличное знание российского рынка. Ольга Овсянникова, руководитель отдела организации медицинских офисов ООО ИНВИТРО®:

    В медицинской сфере национальная принадлежность бренда очень важна. Во-первых, после 15 лет работы на российском рынке мы можем сказать, что хорошо знаем рынок здравоохранения в России: его сильные и слабые стороны, потребности пациентов, их психологию и менталитет, особенности ведения бизнеса, тонкости законодательства, понимание тенденций рынка и многое другое. Во-вторых, большую роль играет принцип «Мы у себя дома». Это значит, что мы живем и работаем в России, поэтому нам небезразлична ситуация в нашей профессиональной среде, а к нашим пациентам мы относимся не как к обычным клиентам. В нашей системе ценностей интересы пациента важнее, чем прибыль, и в этом тоже черты нашего национального характера.

 

Имеет ли значение "национальность" бренда при выборе франшизы? Мнение франчайзи.

Мария Мушинская, франчайзи сети ТОНУС-КЛУБ®:

    Для меня национальность франшизы не имела никакого значения. Я долгое время посещала ТОНУС-КЛУБ®, мне очень нравилась атмосфера клуба, и сами занятия приносили удовольствие. Я видела бизнес глазами клиента, и убедилась в эффективности и востребованности этого формата. Вопрос, какую франшизу выбрать, даже не стоял.

Алексей Архипов, франчайзи сети ИНВИТРО® :

    Национальность бренда для нас не имела значения. Основными критериями стали узнаваемость бренда плюс востребованность на рынке самого продукта. Компаний, которые оказывают качественные услуги лабораторной диагностики, меньше, чем других организаций сферы услуг. Небольшой социологический опрос, который мы провели, показал, что единственным брендом, который знают все, является ИНВИТРО®. При одних и тех же инвестициях получается, что мы получаем максимально раскрученный бренд, и наши затраты на продвижение минимальны.

Абу Шарех Закария Саид, франчайзи сети Стардог!s:

    В свое время я делал выбор о покупке франшизы исключительно на основании анализа рынка доступных франшиз, проведенного мною. В итоге выбор пал на наиболее качественную, удобную и доступную франшизу. Со стороны компании «Маркон» был оказан полный комплекс услуг от предоставления оборудования и обучения персонала, до предоставления полного цикла логистики.

 

 ВСЕ СТАТЬИ ЭТОГО НОМЕРА

Тема номера. Успешные российские франшизы

Компания с обложки. Сеть Стардог!s делится 20-ю годами опыта

 

Сколько стоит бизнес с отечественной франшизой?

    Бизнес в Новой Москве

К 15-летию Российской ассоциации франчайзинга

Почему закрывается бизнес, открытый по франшизам?

Современные проблемы правового регулирования франчайзинга в РФ

Истории предпринимателей, открывших бизнес по франшизам

Сравнение российских франшиз

Инвестиционные проекты Краснодарского края

 

Реклама: